Критерии оценивания сочинений-рассуждений.
1.Первый критерий, по которому оценивается сочинение-рассуждение, звучит так:
«Формулировка проблем исходного текста».
Выявление и формулирование проблемы – один из важных и трудных этапов работы над сочинением.
Прочитав текст, надо, отбросив частные случаи, различные факты, увидеть главное, что волнует автора. Иногда определить проблему поможет тема текста, к которой обращается автор.
Проблемы могут быть:
1) философские: смысл жизни, познание и самопознание, человек и мир, человек и человечество и т.д.
2) социальные: справедливость и несправедливость, соблюдение прав человека, прогресс и общество и т.д.
3)политические: демократия, национализм, терроризм, международные конфликты и т. д.
4) нравственные: эгоизм и гуманизм, доброта и жестокость, честь и бесчестье, дружба и предательство, любовь, ревность, ненависть, духовность и бездуховность и т.д.
5)экологические: человек и природа, глобальная экологическая катастрофа и т. д.
6) эстетические: восприятие искусства, воспитание эстетического вкуса, духовность в искусстве, телевидение, интернет и т.д.
В тексте может быть несколько проблем, необходимо выделить одну, наиболее важную для автора. Можно порекомендовать следующее: после прочтения всего текста ещё раз прочитайте начало и конец его – то, что их объединяет, может быть проблемой.
Как сформулировать проблему?
Клише для формулирования проблемы:
-Автор размышляет над проблемой…
-Автор текста затрагивает проблему…
-В центре внимания автора проблема…
-В тексте (кого?) поднимается проблема…
-Предложенный для анализа текст посвящён проблеме…
- Автор текста предлагает своим читателям задуматься над проблемой…
Проблему можно определить:
1) словосочетанием: ПРОБЛЕМА (ЧЕГО?): воспитания, патриотизма, героизма, благородства, смысла жизни, образования, школы…
2) цитатой из текста, например: «Что значит учиться с увлечением?» - таким вопросом начинает свой текст Д.С.Лихачёв.
3) предложением или предложениями из текста «Проблема текста определяется в следующих предложениях…
2. Второй критерий оценивания сочинения звучит так:
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по выделенной проблеме текста. Очень важно помнить: рассуждая, не отходить от той проблемы, которую определили. Если поставлены вопросы, постараться ответить на эти вопросы по данному тексту, доказывая (аргумнтируя).
Аргументы находить в тексте!
Если аргументировать умело, обязательно придём к позиции автора, что нам и необходимо.
При комментарии нужно задавать себе вопросы:
Какие цитаты заслуживают особого внимания?
Какие примеры, факты иллюстрирует автор?
На чьи мнения, высказывания ссылается автор? Почему?
Клише для комментирования проблемы.
Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни…
Автор подробно рассматривает…
Автор обращает наше внимание на…
Автор отмечает…
Автор убеждает (предостерегает)…
Писатель не случайно изображает…
В качестве примера автор рассматривает…
Автор заставляет читателя задуматься…
Автор текста обращает внимание на..
В размышлениях автора звучит мысль о том, что …
Автор доказывает, что
Автор убеждён в том, то…
Автор разделяет мнение (кого)…
Автор искренне восхищён, (огорчён) (чем)…
Автор приводит нас к выводу о том, что…
Итак, при комментировании обязательно звучат слова (не повторяясь):
отмечает, описывает, подчёркивает, останавливается, приводит пример того, как…, отмечает важность, считает, цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, анализирует, рассматривает, сопоставляет, противопоставляет, доказывает, убеждает, приходит к выводу…
При комментарии обязательно нужно использовать цитаты. Они должны быть яркими, краткими. Их можно включить как прямую речь или косвенной речью. Например6
«Далеко Ротшильду до этого мужика!» - восклицает И.С.Тургенев, восхищаясь…
Цитату можно включить, используя вводные конструкции: «По мысли И.Ильина, «жизнь есть борьба».
3. Третий критерий оценивания сочинений:
Отражение позиции автора исходного текста.
Позиция автора – это своеобразный вывод, к которому приходит автор текста. Это решение проблемы или взгляд автора на неё. Если в начале текста мы в качестве проблемы выбрали вопрос, то сейчас надо на него ответить. Проблема и позиция автора тесно взаимосвязаны. Необходимо ответить на вопрос: «Как относится к данной проблеме автор?».
Позицию автора можно найти в каком-нибудь предложении (он открыто заявляет о ней). Её можно определить по использованным выразительным средствам (риторические восклицания, риторические вопросы, обращения, эпитеты, уменьшительно-ласкательные суффиксы и т.д.)
Конструкции для выражения авторской позиции:
Автор считает, что…
Автор подводит читателя к выводу, что…
Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…
Позиция автора такова…
Позиция автора может быть сформулирована следующим образом…
Автор призывает…
Автор убеждает нас в том, что…
Автор осуждает (кого/ что, за что)
Основная цель автора заключается в том, что…
Позиция автора ясно выражена в следующем предложении…
|