Солдаты помнят вкус войны.
Вот уже 68 лет прошло с тех пор, как отгремели салюты в честь Дня Победы 9 мая 1945 года. Но не меркнет слава тех, кто сражался за мирное небо над нашими головами. Миллионы жизней унесла война. Мы должны помнить тех, кто тоже хотел жить, любить, творить, но встал на пути у фашистов и победил. Сегодня почти уже не остается живых свидетелей войны, они стареют, уходят из жизни.
Актуальность. Мне кажется, обращение к данной работе актуально всегда. Мы должны знать свою историю, героев, тем более живых свидетелей памятных исторических событий. Должны знать, чтобы не повторить ошибок, чтобы гордиться, чтобы помнить тех, перед кем будем в вечном долгу за мир на земле.
Цель моей работы: узнать об одном из участников войны нашей республики. Собрать о нем сведения из энциклопедий, газет, семейных альбомов, рассказов самого ветерана и жителей деревни. Рассказать моим сверстникам об этом человеке.
Объектом исследования в моей работе является историческое событие - Великая Отечественная война.
Предмет исследования: человек в этой войне.
Я хочу рассказать о Савельеве Федоре Васильевиче, удивительном человеке, сражавшемся на фронте, побывавшем в плену у фашистов, затем прошедшем унизительнейшую «фильтрационную» проверку, испытавшем унижения и всё-таки выдержавшем все эти нечеловеческие испытания.
Савельев Федор Васильевич родился 25 февраля 1921 года в деревне Акрамово Моргаушского района Чувашской Республики в крестьянской семье. После окончания Акрамовской семилетней школы учился в Чебоксарском педагогическом училище и в начале лета 1940 года получил диплом. Был направлен в Ишакскую среднюю школу Чебоксарского района учителем начальных классов, но проработал всего лишь два месяца.
2 ноября 1940 года был призван на службу в ряды Красной Армии Ишлейским райвоенкоматом Чувашской АССР.
Думал ли чувашский паренёк, какой длинной будет дорога обратно домой. Всё, что может солдат испытать, увидел Фёдор. «Самому заклятому врагу не пожелаю такого»,- говорит Фёдор Васильевич, вспоминая прожитое.
Армейская часть его была расположена в Латвии, городе Виляки. На службе чувашский паренёк был отмечен с хорошей стороны и в числе лучших был направлен в Полковую школу, откуда вышел командиром 122 миллиметровой гаубицы.
( Приложение 1. Фото 1. Фёдор. г.Виляки, апрель 1941г.)
Отличник армейской политической подготовки, Савельев Ф.В. печатается в газете «Красная звезда».
В воздухе всё заметнее и заметнее пахнет войной. Но о ней солдатам никто вслух не говорит.
Фёдор Васильевич вспоминает: «В ночь с 17 июня на 18 июня моё отделение гаубицы занимает боевую позицию. Был дан приказ: не стрелять. Боялись провокации. Хотя и стрелять-то было нечем – снарядов можно сказать и не было. К 21 июня подвезли небольшое количество снарядов. Каждому было выдано 15 патронов. В первый раз открыто заявили: «На случай войны…» И ещё строже предупредили: «Без приказа не стрелять!» А солдаты все - молоденькие ребята, многие из них не только убивать, драться-то толком ни с кем не дрались. И вот 21 июня пролетел фашистский самолёт, обстреляв наши рубежи. Перед нами прошли немецкие танки, мы впервые увидели фашистов, но приказа стрелять у нас не было. Никогда не забуду глаза своих ребят, полные и страха, и ужаса, и недоумения. Что делать? Приказа нет, связи нет… И тогда политрук берёт командование на себя. «Прицел 152, прицел 154, 156. Огонь!»
Так начался тот кошмар войны, который не забыть никогда. Но ад был впереди. Это в фильмах война страшная, но понятная. А в жизни всё намного сложнее. Сидишь в окопе, голову поднять невозможно, от гула, взрывов, грохота голова не своя, чётких приказов нет, рядом погибшие товарищи и так не хочется умирать!
Слушаешь рассказы Фёдора Васильевича и думаешь: придёт время, не останется живых свидетелей войны, и будут узнавать об исторических событиях по сухим и кратким строчкам из учебников истории. И вряд ли по ним можно будет узнать, что чувствовал, что пережил тогда обыкновенный парень, один из миллионов, защищавших свою Родину.
Создавая данную работу, я пришла к следующей мысли: это совершенно разные вещи - узнавать о войне из книг и от живого свидетеля. Когда в каком-либо источнике прочитаешь о том, что в годы войны погибло более 20 миллионов человек, конечно, ужасаешься, но когда поговоришь с одним из участников тех страшных событий, увидишь дрожащие губы, трясущиеся руки, слёзы на лице, понимаешь, через что пришлось им пройти, нашим солдатам, совсем ещё юным, принявшим смерть.
Слушая рассказ Фёдора Васильевича о начале войны, невольно задаёшься вопросами: а почему забыли о наших мальчиках, почему бросили их, безоружных, в самое пекло, а они молча выполняли приказ. Удивительно, но Фёдор Васильевич не даёт оценку командованию (руководству), не осуждает, не критикует. Когда задаёшь ему такие вопросы, он смотрит тебе в глаза и молчит. ( Фёдор Васильевич был против того, чтоб его снимали на видео, но мы с моим руководителем уговорили его, и я очень рада, что у нас есть запись и мы можем её использовать на различных мероприятиях).
Из архивного документа (Приложение 2): в 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, Савельев Ф.В. был зачислен в 292 артиллерийский полк в качестве курсанта полковой службы. 19.06.41 года был назначен командиром орудия. 30 июня был дан последний бой на границе. Началось отступление. А дорога назад очень тяжела. Отступая, сами взрывали свои дороги, мосты. Вышли на Неман. Но перейти Неман артиллерийская часть Фёдора Савельева не могла – отступавшие до них части взорвали мост. Приказ: оставить орудия, дальше к своим частям пробираться небольшими группами. Группа Ф.Савельева, когда спускалась к Неману, была встречена пулемётным огнём. Многие погибли. Спаслись, спрятавшись во ржи. Здесь погиб политрук. Продолжили путь вдоль по реке, искали место, где можно перейти Неман. Удобного перехода так и не нашли, вынуждены были броситься в воду, так как снова попали под обстрел. Покидали винтовки прямо в воду и кинулись в реку. А многие и плавать-то не умели. Некоторые умудрились зацепиться за гривы лошадей. «Многие не от свинцового дождя, а оттого, что не умели плавать, навечно остались в водах Немана», - со слезами на глазах вспоминает фронтовик.
Из вод Немана живым вышел 21 солдат. На них было страшно смотреть: у кого-то нет обуви, а кто-то почти голый. Младший лейтенант 533 пехотного полка был без обуви, но с пистолетом. Сержант Савельев Фёдор плавал отлично и из воды вышел в одежде. Опять разделились на группы и продолжили отступление. По дороге в одной белорусской семье выпросили гражданскую одежду. А вскоре группа, в которой был Савельев Ф.В., напоролась на немцев и была взята в плен. 15 июля 1941 года попал в плен в г.Лида.
Историческая справка. В июле 1941 г. в Лидском замке немцы устроили лагерь для военнопленных красноармейцев – Дулаг № 155. На 4 июля 1941 г. замке содержалось 2600 военнопленных, на 26 июля – 3 тысячи. В конце июля военнопленных переведут в Северный городок, затем выживших отправят в Пруссию. Войну переживут несколько десятков.
Савельев Фёдор Васильевич доставлен в Лидский лагерь военнопленных. Его номер военнопленного IB 17554R.
В конце августа 1941года Савельев Ф.В. этапирован в Сувалки. В сентябре 1941 года этапирован в Граево (Польша), через две недели переведён в лагерь в местечке Мильзаг (Восточная Пруссия). Работал у помещика Фишера на сельхозработах. (Архивная справка. Приложение 2).
Конечно, жизнь в плену даже трудно представить. Всё пришлось и увидеть, и перетерпеть Фёдору Васильевичу. Он не любит вспоминать ужасы лагерной жизни, но считает, что ему очень повезло (если так можно сказать о жизни в плену). Дело в том, что помещик Фишер, заметив старательность, трудолюбие чувашского паренька, перевёл его к себе, и Савельев Ф.В. оказался в условиях, намного отличающихся в лучшую сторону. Савельев Ф.В. перемещался по территории достаточно свободно. И, найдя себе единомышленников, Савельев Ф.В. решил бежать с двумя военнопленными.
21.06.44 года Савельев Ф.В. совершил побег. Побег совершили трое. Но один из них испугался и решил вернуться обратно. Единственное, о чём его попросили, это о том, чтобы он не сразу вернулся к хозяину, чтобы было время уйти подальше.
Многое пришлось пережить во время побега. Днём приходилось отлёживаться в высокой ржи, в траве, а ночью передвигаться. Порой очень близко проходили и проезжали немцы, даже с собаками. «В это время лежал, вцепившись зубами в землю, и плакал», - вспоминает Фёдор Васильевич.
19.07.44 года присоединились к нашим частям в Августовских лесах. (Архивная справка. Приложение 2).
Фёдор знал, как относятся к пленным, но за эти годы ада он решил, что свои – это свои, они поймут, проверят, поверят и, несмотря ни на что, шёл к своим. Допросов было много, допрашивали и днём, и ночью.
Из архивных документов (Приложение3): фильтрационную проверку проходил в 35 армейском сборно-пересыльном пункте 60 армии. С 23.08.44г. по 8.12.44г. служил в 551 стрелковом полку 153 стрелковой дивизии в качестве ручного пулемётчика.
Савельев Фёдор Васильевич теперь уже был другой солдат, уверенный, бесстрашный, знавший цену жизни и смерти, а потому сражавшийся, не думая о себе. Его ценили, считали надёжным и верным другом. (Приложение 1. Фото 2. Фёдор со своим другом из Подмосковья).
Из архивного документа (Приложение 3): 8.12.44г. был ранен и по 28.03.45г находился вЭГ 1515 г.Гомель, затем отправлен в 137 или 37 (так в документе) запасной стрелковый полк, где служил до 24.04.45 г.
Из этого полка была сформирована 324 отдельная рота охраны и сопровождения посылок в г. Бресте. Савельев Ф.В. работал полком. взводом (так в документе).
23.12.45г. он был демобилизован.
Материалов, компрометирующих Савельева за время его пребывания в плену, не имеется.
Весной 1946 года Фёдор вернулся домой. В этом же году женился. В жёны взял молодую учительницу чувашского языка Нину Семёновну (уроженку деревни Турикассы Янышского сельского совета). (Приложение 1. Фото3. Фёдор Васильевич со своей женой.) А в 1947 году у них родилась дочь Люба.
Когда Савельев Ф.В. вернулся после войны в свою деревню, для него начались трудные дни. Из-за того что он был в плену, отношение к нему было не такое, как ко всем, кто вернулся с фронта. Он чувствовал, что с ним не очень-то желали общаться, сторонились его. Вскоре даже жена его при любом случае старалась напомнить ему, что он «пленник». Особенно она старалась оскорбить и унизить его при односельчанах, открыто называя фашистом. Поэтому Фёдор Васильевич сторонился людей, мало с ними общался, старался не попадать им на глаза. Особенно трудно было 9 Мая, когда с ликованием праздновали день Победы. О нём как бы забывали, как будто он и не сражался в той страшной войне.
Нашлись и такие односельчане, которые написали на него донос, обвинили его в шпионской деятельности. И Савельева Фёдора Васильевича лишили права работать в школе, выслали в Красноярский край. Он как бы даже обрадовался этой ссылке, потому что жить в своей деревне стало невмоготу. Вдали от деревни он провёл 7 лет- с 1947 по 1954год. Здесь учительских кадров не хватало, и Фёдор Васильевич работал с детьми. Его очень полюбили за доброту, справедливость и трудолюбие.
Об этих унижениях, ссылке Фёдор Васильевич говорит очень спокойно. Ни одного упрёка, ни одного злого слова в адрес кого-либо. Он знает, кто написал на него донос. Это учительница, она до сих пор живёт, старше Фёдора Васильевича на 2 года.
И на вопрос об отношении к пленным говорит: «Я не могу дать оценку политике отношения к пленным в то время. Чтобы о чём-то судить, нужно через это пройти, всё это испытать. Если бы я не был в плену, может быть, так же относился бы к пленным, к тем, кто побывал у фашистов. Но я счастлив: меня не расстреляли, я жив, очень ценю жизнь, потому что знаю ей цену. И судить тех, кто судил меня, я не хочу и никогда не буду».
Когда в 1954 году вернулся в родную деревню, отношение односельчан к нему понемногу начало изменяться. Он восстановился в школе, и жизнь начала налаживаться.
47 лет проработал Фёдор Васильевич в родной школе в деревне Акрамово Моргаушского района. Работал он учителем русского языка и литературы. А позже вёл уроки труда. Очень любил свою работу, детей, школу. На работе его уважали. Мальчишки после уроков не отходили от него: он учил их мастерить полочки, табуретки. (Приложение 4. Фото 1. В коллективе учителей. 1957 год. Фото 2. В коллективе учителей. 1963год).
Фёдор Васильевич мог всё: с помощью учеников разобрал до основания старую школу и построил столовую, ученики под его руководством мастерили разные предметы и даже продавали, он проводил ремонтные работы в школе. Благодаря стараниям Фёдора Васильевича в школе был заложен сад, до сих пор плодоносят его яблони. С утра до ночи педагог в школе, и дети не отходят от него. «Без работы сидеть не могу»,- и сегодня признаётся Фёдор Васильевич.
В 2001 году он ушёл на заслуженный отдых. Но связь со школой Савельев Ф.В. не терял. Фёдор Васильевич частый гость в родной школе. Его приглашают на встречи с учениками, с ветеранами войны и труда. (Приложение 9. Фото 2). Савельев Ф.В. с удовольствием заглядывал и до сих пор заглядывает в родную школу, беседует с коллегами.
(Приложение 5. Фото1. Очень внимательно и с интересом слушают дети Фёдора Васильевича. А говорить бывший учитель умеет. На встречи приходит со своими записями, совсем как в старые времена – с поурочными планами уроков. Фото 2. Послушав рассказы участника войны, дети в знакомом односельчанине открывают нового человека).
( Приложение 6. Фото 1, 2. И учителя рады видеть коллегу в стенах школы. Им есть о чём поговорить).
9 мая – особый праздник для этого человека. В этот день в деревне чествуют ветеранов войны и труда. Из участников войны осталось в деревне 4 человека. (Приложение 7, 8).
Долго стоит Фёдор Васильевич около монумента погибшим солдатам и читает имена односельчан, не вернувшихся с поля боя. Судорожно подрагивают губы, текут слёзы… (Приложение 9. Фото 1).
Фёдор Васильевич ведёт здоровый образ жизни. Он любит заниматься садоводством, огородничеством. Разводит пчёл. Пчеловодством занимается с большим удовольствием, любовью.
Любовь к этому делу у него от матери. Мать, Перасковья Яковлевна, ещё в 1934-35 годах занималась этим делом. Тогда молодой ещё совсем Фёдор, мастер на все руки, мастерил дубовые колоды (ульи) для пчёл. Во время войны мать не забросила это дело. В 1946 году, весной, когда Фёдор вернулся домой, мать как раз выставляла шесть ульев, увидела из сада своего сына и так и села (Фёдор о себе ничего не сообщил после плена, не знал, что с ним будет, да и боялся за своих родных, и дома считали, что он погиб). До сих пор Фёдор Васильевич сам выполняет все работы, связанные с пчёлами. Рассказывает, что в 2008 году с одной семьи собрал 50 кг мёда. Это был его рекорд.
В 2011 году ему исполнилось 90 лет. А он уверенно передвигался на велосипеде. И вообще он старается всё делать сам, очень не любит быть для кого-то обузой. Его принцип жизни: жить вместе с родной природой, родной землёй, не делая зла. Гордится своими детьми. Их у него двое: дочь Люба окончила Казанский химико-технологический институт, сейчас на заслуженном отдыхе, сын Владимир окончил ЧГУ им. Ульянова (машиностроительный факультет), работает на Агрегатном заводе в г. Чебоксары.
Савельев Ф.В. - очень скромный, тихий и добрый человек. (Приложение 10).
Много испытаний выпало на его долю, но он не сломлен, наоборот, полон энергии, желания жить, работать. Его можно назвать живым учебником истории. А поэтому к нему часто приходят и взрослые, и дети. Всем он рад. Дай бог ему крепкого здоровья и долгой жизни.
Собирая материал о Савельеве Фёдоре Васильевиче, я, однако, не могла не заметить следующего. Фёдор Васильевич сегодня уважаемый ветеран войны, но то, что он был плену, и сегодня имеет свой отпечаток в отношении к нему районного руководства: в центре, в с.Моргауши, в Музее боевой славы, на стендах, посвящённых участникам Великой Отечественной войны, ни слова нет о Фёдоре Васильевиче, о нём не написано и в энциклопедии «Моргаушский район», его не приглашают в село Моргауши на чествование ветеранов войны.
Наградами во время войны он не был награждён (кроме ордена Боевой славы), у него много юбилейных медалей в честь Победы над фашистской Германией.
Создавая свою работу, я пришла к следующим выводам: необходимо общаться с живыми свидетелями исторических событий, запечатлеть их воспоминания, рассуждения, сообщать сведения о них своим сверстникам, особенно важны эти воспоминания для создания правильного суждения о различных фактах из истории (например, о начале войны, об отношении к пленным во время войны и после).
Источники информации:
1. Статьи из газет «Знамя победы», (№8 1999г., от 1.09. 2011г) (на чувашском языке)
2. Архивные документы.
3. Рассказы самого ветерана войны.
4. Семейные альбомы.
5. Рассказы односельчан.
|