Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 17.06.2025, 13:16

Сайт учителя русского языка и литературы Михайловой Т.И.

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [2]
Готовимся к ЕГЭ [6]
Материал для подготовки к ЕГЭ
Планы уроков [11]
Планы уроков
Публикации [4]
Публикации
Исследовательские работы [3]
Исследовательские работы
Презентации к урокам литературы [0]
Презентации к урокам литературы
Подготовка к школьным олимпиадам [2]
Подготовка к школьным олимпиадам
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Исследовательские работы

Гиперболы в произведениях В.В.Маяковского

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ  КОНФЕРЕНЦИЯ-ФЕСТИВАЛЬ ТВОРЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ

«EXCELSIOR – 2008»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Секция ОБЩАЯ ЛИНГВИСТИКА

Гиперболы в произведениях В.В.Маяковского

Михайлова Лариса

 

МОУ «Большекатрасьская СОШ»  Чебоксарского района Чувашской Республики, 11класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                       Научный руководитель:

                                                                                    Михайлова Татьяна Ивановна,

                                                                                         учитель русского языка и литературы

                                                                                       МОУ «Большекатрасьская СОШ»

                                                                                           Чебоксарского района

                                                                                             Чувашской Республики

 

 

 

 

 

 

                                                                г. Чебоксары – 2008г.

 

Содержание.

1. Введение ……………………………………………………………………………….. ………3

2.Основная часть.

2.1.  Гипербола как изобразительно-выразительное средство художественной речи………...4

2.2.Функции гипербол в произведениях  В.В.Маяковского…………………………………….4

2.3. Семантические группы гипербол в произведениях В.Маяковского…………………….....6

2.4.Языковые средства выражения гипербол…………………………………………………….8

3.  Заключение………………………………………………………………………………  ……10

4.  Использованная литература…………………………………………………………………...11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     1. Введение.

 

                                                                                                        В бою

                                                                                                         славлю миллионы,

                                                                                                               вижу миллионы,

                                                                                                                    миллионы пою.

                                                                                                                         (В.Маяковский)

   В.В.Маяковский вошел в историю литературы как поэт, художественно отразивший в своем творчестве богатырский подъем революционного энтузиазма масс, участвовавших в Великой Октябрьской социалистической революции, выступивший певцом «атакующего класса» - пролетариата, воспевший достижения молодого социалистического государства.

   Жизненное содержание определило социальную направленность поэзии В.Маяковского – от резкого неприятия капиталистической действительности, «ненависти к жирным буржуа» в дореволюционном творчестве до активной борьбы за утверждение новой жизни после революции. Сам В.Маяковский неоднократно обращал внимание на тесную связь своей поэтики с новой революционной действительностью. Он был в поэзии новатором. Для нового содержания своей поэзии поэт стремился отыскать новую форму, которая соответствовала бы этому содержанию и помогала выразить его наилучшим способом.  В поэме «Люблю» В.Маяковский сказал о себе:

                         Комок сердечный разросся громадой:

                                                        громада любовь,

                                                            громада ненависть…

   В.Маяковский не знает пресловутой обывательской «золотой середины», соглашательской терпимости: любить – значит любить «громадой любовью», ненавидеть – значит ненавидеть «громадой ненавистью».  «Один из способов делания образа, наиболее применяемый мною в последнее время,- писал Маяковский, - это создание самых фантастических событий – фактов, подчеркнутых гиперболой». Первая победа пролетариата в мире, первое государство рабочих и крестьян – это грандиозные события для того времени, и говорить об этом можно только «грандиозными» средствами. В поисках сильного, выразительного, резко подчеркнутого образа В.Маяковский и обращается к гиперболе. Характерная черта стиля В.Маяковского удачно выражена самим поэтом:

                      Ставь прожектора,

                                                      чтоб рамка не померкла,

                        крути, чтоб действие

                                                             мчало, а не текло.

                        Театр не отображающее зеркало,

                                                     а увеличительное стекло.

   Гиперболизм – одна из характерных черт поэтического мышления В.Маяковского.

Цели и задачи исследования.

 Мы решили  исследовать  язык произведений В.Маяковского. Нам кажется, это весьма интересная тема, актуальная в теоретическом плане для лингвистики и литературоведения.

    Изучив критическую литературу, мы заметили, что авторы статей отмечают новаторство В.Маяковского. Это и тематика,  и построение стиха (лесенка), и особо многими критиками выделяются неологизмы В.Маяковского. Также отмечается, что гиперболизм – это отличительная черта творчества  В.Маяковского, но ни в одной литературе не рассматривается выбранная нами тема. 

   Цель работы: выяснить, какие языковые средства использует поэт для создания гипербол.

  Задачи:  1. Выделить в произведениях В.Маяковского гиперболы.

                 2. Определить функции гипербол в произведениях В.Маяковского.

                 3. Систематизировать гиперболы поэта по их семантике.

                 4. Определить языковые средства выражения гипербол. 

 2. Основная часть.

 2.1. Гипербола как изобразительно-выразительное средство художественной речи.

            Термин «гипербола» очень древний. Этим термином оперировали ещё в античных поэтиках и риториках. Например, в книге «Античные теории языка и стиля» находим следующее описание гиперболы, данное античным теоретиком Деметрием: «Самая ходульная из  фигур – гипербола. Она бывает трех видов: она основывается или на сходстве, или на превосходстве, или на невозможности…» Аристотель рассматривает гиперболу как частный случай метафоры.

   В современной справочной и научной литературе имеются определения гиперболы и при всем общем, что их объединяет, есть и расхождения. В Большой советской энциклопедии, например, гипербола трактуется и  как стилистическая фигура, и как художественный прием. В «Краткой литературной энциклопедии» гипербола рассматривается только как средство (не прием), но не указано, какое это средство – языковое или какое-нибудь иное, такое определение гиперболы может быть использовано не только в художественной литературе, но и в других видах искусства: в живописи, ваянии и т.д. Только как художественный прием гипербола определяется в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова. Как стилистическая фигура гипербола определяется в «Словаре современного русского литературного языка». Более полное определение гиперболы дает «Словарь литературоведческих терминов». Мы сталкиваемся с тем, что одним термином выражаются два понятия: 1) художественный прием – преувеличение; 2)языковое (речевое) выражение этого преувеличения. Есть возможность четко разграничивать понятия двумя терминами – «гипербола» и «гиперболизация» (мы их будем  использовать в нашей работе).

   Синтезируя всё сказанное о гиперболе, мы даем такое рабочее и по возможности компактное определение гиперболы и гиперболизации.

   Гипербола – фигура речи, выраженная языковыми средствами (словом, словосочетанием, предложением), которая содержит явное преувеличение действительных размеров, качеств, действия, состояния описываемых предметов и явлений, и которая, используясь в художественной речи, служит для усиления изображаемого и необходимого автору впечатления. Сам акт создания гиперболы  - гиперболизация.

  2.2. Функции гипербол в произведениях  В.В.Маяковского.

             Мы уже отметили, что сама жизнь, само время и обстановка его творчества определили использование В.Маяковским такого художественного средства как гипербола. О грандиозных, масштабных событиях – Великой Октябрьской социалистической революции, потрясшей весь мир и разделившей его на две половины,  о строительстве первого в мире социалистического государства – нельзя было говорить и писать по-простому, по-обычному. В.В.Маяковский, используя гиперболы, следует единому художественному принципу – выразить мысль «весомо, грубо, зримо».

  Можно выделить следующие функции гипербол в произведениях В.Маяковского.

    I. Речевое средство выражения страстного утверждения силы и богатства человеческой личности.

 Гиперболичны образы лирического героя в произведениях В.Маяковского раннего периода. Герой «Облака в штанах» - огромное существо, «глыба», «жилистая громада» с шеей «воловьей», он готов вставить «солнце моноклем в широко растопыренный глаз». Он становится рядом с богом и не кажется маленьким, наоборот бог перед ним  - «крохотный божик». И завершается поэма грандиозным гиперболическим образом:

                                      Эй, вы!

                                      Небо!

                                      Снимите шляпу!

                                      Я иду!

Это была форма страстного утверждения силы и богатства человеческой личности. Герой «Облака в штанах» огромен, велик –

                                 солнце

                                                    померкло б,

                                  увидев

                                                 наших душ золотые россыпи.

Гиперболичны у Маяковского и любовь, и ненависть, и страсть, и  ревность.

                           В черном небе  молний поступь.

                           Гром ругнёй

                                                    В небесной драме, -

                           Не гроза,

                                              а это

                                                         просто –

                           ревность

                                            двигает горами.

Любовь для В.Маяковского:

                              Ураган,

                                                 Огонь,

                                                                Вода

                               Подступают в рокоте.

                               Кто сумеет совладать?

                                Можете?

                                                 Попробуйте…

Так зовёт поэт любимую женщину:

                                                               Иди сюда,

                                                                                     иди на перекрёсток

                                                                моих больших

                                                                                            и неуклюжих рук.

II. Функция прославления грандиозности, силы и величия революции, нового времени, нового человека – функция выражения громады-любви.

Перед Маяковским не стояло вопроса: принимать или не принимать революцию. Радостно встретив Октябрьскую революцию, поэт отчетливо определил свою позицию: «Моя революция». Революция отвечала самым сокровенным мечтам поэта. Безграничную радость В.Маяковский выражает коротко и ясно: «Хорошо!» Революция уподобляется в произведениях В.Маяковского грозе, железной буре, океану.

      (Океан) По шири,

                                      по делу,

                                                        по крови,

                                                                            по духу –

                    моей революции   старший брат.

Великая народная буря поднимается над разгневанной Россией:

                Мы уже не тише вод,

                                                          травинок ниже, -

               гнев трудящихся

                                              густится в туче.

               Режет молниями

                                             Ильичевых книжек.

               Сыпет градом

                                          прокламаций и летучек.

В.Маяковский воспевает строителя и хозяина нового мира. Поэт утверждает могучее звучание слова «пролетариат»

 (Пролетариат)  Для нас

                                           это слово –   могучая музыка,

                             могущая   мёртвых сражаться поднять.

Обращаясь к теме революции, нового мира, нельзя не писать о вожде пролетариата – В.И.Ленине.

                   Нет!  Сегодня настоящей болью, сердце, холодей.

                    Мы  хороним  самого земного  изо всех

                                                 прошедших по земле людей.

III. Функция выражения громады-ненависти к старому миру.

Гиперболы В.Маяковского призваны были передать предельное возмущение поэта бесчеловечием капиталистического мира, его ненависть к нему.

Будет день!

Пожар всехсветный,

Чистящий и чадный…

В стихах острая ярость против всего, что мешает строительству новой хизни.

                                         Товарищ мир! Я знаю, ты бы мог

                                                               спинищу разогнуть

И просто –      шагни!

И раздавили б танки ног

с горба попадавших прохвостов.

Все живое, все мироздание распадается на два противоположных лагеря и держит ответ перед революцией.

                                        Никто,

                                                      никто не избегнет возмездья –

                                         звезде,

                                                       и той

                                                                    не уйти…

IV. Использование гипербол с целью создания сатирических и фантастических образов

Сатира «Прозаседавшиеся» вся построена на гиперболе. Здесь и количественное преувеличение бумажных дел.

                         Обдают дождем

                                                      дела бумажные;

                          отобрав с полсотни…

                          в день заседаний на 20

                                                                  надо успеть…

Рисует В.Маяковский фантастическую картину раздвоения людей

                 И вижу:

                                  сидят людей половины

                  О, дьявольщина!

                  Где же половина другая?

Фантастическая гипербола – любимое оружие В.Маяковского-сатирика. Он наводит свою поэтическую лупу на «клопов», на «копошащуюся нечисть, на обывательскую дрянь.

                Маркс со стенки смотрел, смотрел…

                 И вдруг разинул рот,

                 Да как заорет…

Перед нами и гиперболы ужаса, и гиперболы счастья, но всегда безмерного ужаса и великого счастья. Гипербола выполняет сложную работу. Она и хулит, и высмеивает, и дразнит, и злит, и сердит, и веселит зрителей. Гипербола выполняет действенную функцию

  Поэзия В.Маяковского с помощью гипербол вся обращена к действию, делу, практике борьбы.

2.3.   Семантические группы гипербол.

       Прежде чем рассмотреть языковые средства выражения гипербол, рассмотрим семантические группы гипербол. Что преувеличивается В.Маяковским? Какие признаки каких реалий представляются гиперболически?

I. Преувеличение размеров человека.

              «Вскоре подошел толстопузый кадет, пудов на 20 прибавил клади»

              «Вход отсюда прост – в триаршинный рост секретарь стоит в дверях нем»

              «Трясли в шелках золоченых карету телес десятипудовики»

               «…врываюсь лавиной»

               «Растет человек – главою гор достиг»

II. Преувеличение частей тела.              

               «Человек – голова в Казбек!»

               «Два аршина безлицевого розового теста,

                 Хоть бы метка была в уголочке вышита.

                 Только колышутся спадающие на плечи

                 мягкие складки лоснящихся щек»

                 «Гора на груди могла б подняться»

                 «Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива»

                 «Люди жир продырявят в четырехэтажных зобах».

                 «…по тралеру ежедневно в желудок-ров»

                 «…бороды-веники»

                 «Расцветают глаза твои, два луга

                 III. Преувеличение размеров неодушевленных предметов.

                  «На пушках – жерлом жирафу под рост»

                  «Профессор, снимите очки-велосипед»

                  «Росла на верблюде дармоедов куча, до самого неба горб навьюча»

                  «…были до небес баобабы»

           «…В километр жало вызмей против всех, кто зря сидит на труде, на коммунизме…»

            «У того револьверы – в 4курка, сабля – в 70 лезвий гнута»

             «…мою краснокожую паспортину»

IV. Преувеличение расстояний.

                   (Волны) «до неба метнутся и падают заново»

                                  «сотня этажишек в небо городится»

                                  «и прет волнища с-под тучи на дно»

                                  «Я тебя, пропахшего ладаном,  раскрою отсюда до Аляски»

V. Преувеличение качеств, признаков предмета, явления.

                «Молоткастый, серпастый советский паспорт»

                «мысли ярче всякого пожарища, голос громче всех канонад»

                «чтоб чернее были, чем я во сне, и пожар чтоб крови этой красней»

                «он к врагу вставал железа тверже»

                «марш в пустыни огня раскаленней»

                «черней, чем негр, не видавший бань»

                «белей, чем облаков стада»

                 «пеньте пену бумаги белей»

                «как врезать ей в голову мысли-ножи»

                «…зверством – аж горы вгонялись в дрожь»

VI. Преувеличение действий.

            «мир огромив мощью голоса»

            « и вдруг как будто ожогом рот скривило господину»

             «а чайкой поплещешься – и мертвый расхохочется»

             « дождь обрыдал тротуары»

             « в кровь лицо изотру, слезами асфальт омывая»

VII. Преувеличение размеров помещений.

           «рабочий дворец миллионной вместимости, - такой, чтоб и глазу больно»

           «дворцы на тыщу спален и зал»

           (Площадь) «народом запружена версты шириною с три»

2.4.  Языковые средства  выражения  гипербол.

I. Гипербола выражается одним словом.

1. Существительным.

      А) в переносном значении

         «глыба» (о человеке)

          «туша» ( о человеке)

        Б) с увеличительным суффиксом (-ин-,  -ищ-).

                  «паспортина», «лбище», «сапожища», «боище», «лунища».

2. Прилагательным с увеличительным суффиксом   –АСТ-, -ЕЙШ-, -АЙШ-

 

                   «молоткастый, серпастый», «глубочайшая глубина», «изящнейший фрачок»

У В.Маяковского даже относительные прилагательные имеют степени сравнения:

    «всемирнейшая мясоруюка»

3. Прилагательным с приставкой ПРЕ-, РАС- и с суффиксами ЕЙШ, АЙШ

 «пресволочнейшая  штуковина», «разглаженнейшие брючки».

4. Глаголом, образованным с помощью приставок  ИС-, ИЗ-., РАЗ-, РАС-:

Испешеходили, издинамитить, разгромадиться, расканарейте.

5. Глаголом-неологизмом, образованным от существительного:

 От глыба – глыбить, молния – молньиться.

6. Словом, которое в разговорной речи имеет значение увеличительности.

«Во – ширина! Высота – во!»

II. Гипербола выражается сочетанием слов.

1. Существительное + существительное (приложение)

                  «очки-велосипед», «мысли-ножи», «желудок-ров», «глаза два луга»

Следует отметить, что сами по себе, отдельно взятые, эти слова не имеют никакого преувеличения, но в сочетании с другим словом образуют гиперболу.

2. Существительное + существительное в родительном падеже.

Одно из существительных в данном сочетании слов имеет какое-то количественное значение. Им измеряется другое слово, причем в действительности мы так не измеряем.

    «непорядков горы», «горы времени», «громаду лет», «слезы озёра», «крови топи», «крови лохани», «слов лава», «за горами горя», «за мора море», «гром голосов», «лес флагов», «рук трава».

3. Числительное + существительное.

Отметим, что для выражения гиперболы чаще всего В.Маяковским используются числительные: сто, тысяча, миллион, миллиард.

 «тридцать девять тысяч семь сотых температура»  (у человека), «чаю выдул стаканов до тыщи и галушек лопает тыщами», «жара непомерная градусов сто, а 80 – наверное», «в сто сорок солнц закат пылал», «сотня солнц», «берет как гремучую в 20 жал змею»,  «в четыре этажа халтурщина».

4. Прилагательные, в составе которых есть имя числительное.

«змею двухметроворостую», «намозолив от пятилетнего сидения зады», «сторотый мильонозубый ринулся голод», «стопудовая весть», «с тысячезапахой клумбы», «тысячеруким врачам», «стоглазое зарево», «лицо тысячеглазого треста блестит».

    Встречаются у В.Маяковского и прилагательные с количественным значением, образованные от существительных,

   «размаха шаги саженьи», «нам, здоровенным, с шагом саженьим», «с шеей воловьей»

     (сажень – 2,13м)

5. Глагол + существительное в творительном падеже (форма творительного падежа в сравнительном обороте)

 «взрывается бомбой имя: Ленин!». «парадом развернув моих страниц войска», «я волком бы выгрыз бюрократизм», «врываюсь лавиной», «глаза бочками выкачу», «обдают дождём дела бумажные»

 6.Устойчивые сочетания слов, используемые для создания гипербол.        

 «коль без дела будет рот, буду слаб, как мощи»,  «в Америке это имя гремит, как гром», «сотрем в порошок».

                   В.Маяковским для создания гипербол используются также сравнения и метафоры, которые назывались О.Ильиным «исполнителями-винтиками» гипербол. О.Ильин писал: «В строгом смысле гипербола В.Маяковского не стоит в общем ряду сравнений, эпитетов, метафор и прочих. Она является скорее принципом их работы, их внутренней организации, иначе говоря, она имеет здесь всеобщий безграничный характер».

7. Сравнения и сравнительные обороты, используемые для создания гипербол.

«берет – как бомбу, берет – как ежа, как бритву обоюдоострую», « с лицом, как заспанная простыня», «с губами, обвисшими,  как люстра», «зады крепкие, как умывальники», «бегут по бортам водяные глыбы, огромные, как года», «упал двенадцатый час, как с плахи голова казненного», «слышу тихо, как больной с кровати спрыгнул нерв».

8. Метафоры, используемые для создания гипербол.

«иди сюда, иди на перекресток моих больших и неуклюжих рук», «по мостовой моей души», «скиньте с обложенья нуля колесо!», «и не повернув головы кочан», «слюной ли речей пожары вражды на конференции нынче затушим!?».

III. Гипербола выражается целым предложением.

   «Солнце померкло б, увидев наших душ золотые россыпи».

   «Что было! Лысины слиплись в одну луну».

   «Он (Ленин) в черепе сотней губерний ворочал,

     Людей носил до миллиардов полутора».

     «Двери вдруг заляскали, будто у гостиницы не попадает зуб на зуб».

     «Чуть не тыщу верст пробежал без единого роздыха»

     «Любит – это с простынь, бессонницей рваных, срываться, ревнуя к Копернику,

      Его, а не мужа Марьи Ивановны, считая своим соперником».

               Нами уже было отмечено, что гиперболизм – одна из характернейших черт поэтического мышления В.Маяковского, вызванная требованием времени. Поэтическая работа В.Маяковского – это образец упорнейшей борьбы за остроту и выразительность языка. Работе над каждым словом Маяковский придавал огромное значение. «Жжение слов достигается В.Маяковским не только с помощью гиперболы. Любое стихотворение В.Маяковского – это сила,  звонкость набатного слова. Иногда бывает трудно бесспорно выделить гиперболу в произведениях В.Маяковского. Не всякое увеличение есть гипербола. То, что возможно в реальной действительности, мы считаем увеличением, а то, что невозможно, - преувеличением т.е. гипреболой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Заключение.

В ходе работы над данной темой мы пришли к следующим выводам:

     1.Грандиозность происходящих событий порождает в творчестве В.Маяковского и соответствующие художественные приемы изображения и предопределяет использование определенных языковых средств для создания художественных образов.

   2. Гиперболы в произведениях В.Маяковского выполняют следующие функции: образно-эмоциональную, функцию утверждения человеческой личности, функцию прославления грандиозных событий, функцию выражения ненависти к старому миру.

   3. Для создания гипербол В.Маяковский использует различные языковые средства: существительные в переносном значении и с увеличительными суффиксами, прилагательные с увеличительными суффиксами, словосочетания, предложения.

   4. Следует разграничивать гиперболы и слова, имеющие значение интенсивности признака.

                                    

Категория: Исследовательские работы | Добавил: tatyanacheboksary (24.03.2014)
Просмотров: 26122 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025
    Сделать бесплатный сайт с uCoz