Тема урока: «Образование деепричастий».
6.12.10г
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с суффиксами деепричастий совершенного вида и несовершенного вида. Вырабатывать навыки применения деепричастий в речи.
2. Вырабатывать навыки обособления причастных и деепричастных оборотов.
3. Вырабатывать навыки анализа текста.
4. Вызвать у учащихся определённые чувства при чтении стихотворения О.Шестинского «Бессонны матери…»
Ход урока.
1. Повторение изученного.
Выполнение заданий (демонстрация по проектору)
СЛАЙД 1
- Признак предмета по действию обозначает …
- Деепричастие имеет признаки таких частей речи, как … и …
- Краткие причастия в предложении чаще бывают …
- Какие из перечисленных признаков характерны для деепричастий: время, вид, род, падеж.
- Назовите суффиксы страдательных причастий настоящего времени.
СЛАЙД 2.
ОТВЕТ
- Причастие.
- Глагол и наречие.
- Сказуемым.
- Вид.
- -ОМ-, -ЕМ-, -ИМ-.
СЛАЙД 3.
Н или НН
Пута…ый ответ
Краше…ый вчера
Серебря…ый шар
Плетё…ый из хвороста
Рва…ый рукав
Коше…ый луг
Над сея…ым полем
Ветре…ый день
Кипячё…ое молоко
Копчё…ая рыба
СЛАЙД 4
Ответ: Н,НН, Н, НН, Н,Н, Н,Н,Н,Н.
СЛАЙД 5.
(Не)прочитанные журналы,
(не)засеянные ещё поля,
призёры (не)объявлены,
(не)думая о сказанном,
(ни)чего (не)сказал,
(не)топленая печь.
СЛАЙД 6
ОТВЕТ.
2. Объяснение новой темы.
СЛАЙД 7.
3. Закрепление изученного.
1) Образуйте деепричастия от глаголов, данных в
упр. 507
упр. 508
(по учебнику М.Разумовской)
2) Упражнение 182. (устно, повторить правила обособления деепричастных и причастных оборотов)
4.Пунктуационный разбор предложений повышенной трудности
СЛАЙД 8.
- Он остановил кучера и отворив дверцу выскочил из кареты и пошёл в аллею ведущую к дому.
- Летели вертясь и обгоняя друг друга листья сорвавшиеся с берёзы и ложились на дорогу.
5. Самостоятельная работа. (Учащимся предлагаются разноуровневые задания)
- Расставьте знаки препинания.
- Сквозь деревья был виден двор залитый лунным светом.
- Стёкла запотев за ночь закрыли ветку берёзы.
- Мы любовались клёном росшим напротив школы раскинув свои лапы-листья.
- Мальчик салазки свои погоняя весело мчится.
- Проходив до вечера и ничего не найдя я пошёл обратно.
- Замедляя ход к станции подошёл поезд.
- Самолёт улетел обратно не оставив нам никакой надежды.
- Боец охваченный неясным предчувствием вышел из землянки.
Расставьте знаки препинания.
(Задание повышенной трудности.)
- Избы стояли угрюмо нахохлившись и ветер беспощадно трепал обнажённые ветви берёзы.
- Он заставил меня смотреть и на море сизой тучей лежавшее внизу и на цветок выросший на каменистой дороге и на водопад сверкавший издали.
- Я шёл пешком и поражённый прелестью природы останавливался надеясь запомнить её.
- Море крепко спит отражая в себе прозрачную ткань облаков не скрывающих золотых узоров звёзд.
- Он останавливался посреди комнаты и покачиваясь начинал спокойно читать повесть написанную накануне.
- Щенок выскочил на улицу приветливо помахивая хвостиком но испугавшись нас спрятался под крыльцо.
- Лось выбежал на опушку заросшую кустарником и не останавливаясь направился к реке.
- Тотчас за окном вскрикнул петух рывшийся в грядке и не оглядываясь помчался прочь
6. Работа с текстом.
Матери бессонны,
когда дети маленькие.
Матери бессонны,
когда дети большие.
Матери бессонны,
когда дети стареют.
О, святая бессонность!
Чем отблагодарить матерей?
Целовать ли им руки, гладить ли белые волосы, -
Поливать ли цветы на их ранних могилах?
Не отблагодарим!..
Как солнце не отблагодарим за свет.
Как землю не отблагодарим за зелень.
Не отблагодарим!
Надо просто что-то хорошее делать,
Что-то доброе,
Что-то великое делать,-
Тогда улыбнутся и заплачут от счастья
Матери, наши матери,
Живые и мёртвые.
О.Шестинский
7. Подведение итогов.
8.Домашнее задание.
Упражнение 188.
|