План урока.
Тема:
«Роль природы в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
Цели урока:
1.Познакомиться с картинами природы в романе «Война и мир».
2.Раскрыть их роль в романе.
3.Вырабатывать навыки рассуждения, выделения цитат, доказывающих свои мысли.
4.Вырабатывать навыки работы над проектом, над презентацией.
Ход урока.
I.Вступление. Ознакомление учащихся с целями урока.
II. Работа с текстом.
Задание учащимся: найти запомнившиеся картины природы в романе.
1.Аустерлицкое небо.
Выразительное чтение отрывка.
-Что происходит с Андреем Болконским? Как меняются его взгляды?
Вывод: Андрей Болконский приходит к совершенно новому пониманию жизни: есть другая жизнь – тихая и спокойная, далекая от войны, славы. Князь Андрей мечтает теперь о такой жизни.
2.Сцена: Пьер посещает князя Андрея. На пароме.
Волны будто говорят Андрею Болконскому: «Верь ему, это правда».
Вывод: природа волнуется, она хочет подсказать своим героям, где правда.
3. Первая встреча с дубом.
Выразительное чтение отрывка (описание дуба) наизусть.
-Что испытывает князь Андрей?
-Дуб убеждает его в прежних мыслях: «Нет ни весны, ни счастья… Наша жизнь кончена».
Просмотр фрагмента из фильма «Война и мир» - «Первая встреча с дубом».
4.Ночь в Отрадном.
Выразительное чтение отрывка: описание ночи, луны, восхищение Наташи.
Вывод: эта ночь описана так, что не остается никаких сомнений: жизнь прекрасна (разве можно в этом сомневаться?).
«Как можно спать?» - вопрос Наташи приобретает переносное значение – нужно спешить жить, действовать…
5.Вторая встреча с дубом.
Выразительное чтение отрывка.
- Как изменился дуб? Какие мысли внушает он Андрею Болконскому?
Вывод: невозможно просто так существовать, нужно жить и нести людям радость, чтобы «все знали о твоем существовании».
Андрей согласен: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год…»
Просмотр фрагмента из фильма «Война и мир» - «Вторая встреча с дубом».
Вывод.
Картины природы в романе «Война и мир» занимают особое место. Они являются не только фоном, природа в романе становится действующим лицом. И в трудную минуту именно она помогает героям принять правильное решение.
III. Проблемный вопрос.
-Почему именно природа указывает истину?
Учащимся предлагается презентация «Перелом». (В ней ученик останавливается на особом этапе жизни самого писателя, когда ему тоже пришлось принять особое решение, изменившее всю его жизнь).
После просмотра презентации легче прийти к выводу:
При жизни Толстой стремится быть ближе к природе – там правда, она не обманет, наоборот даст силу, исцелит твою душу. Поэтому именно на природу возлагается такая важная миссия: помочь найти человеку правду, помочь найти истину.
IV. Ознакомление с творческим проектом на данную тему.
В проекте рассматриваются и другие картины природы.
Авторы проекта стараются решить поставленный на уроке проблемный вопрос: «Почему великий Толстой истину ищет в природе?»
V. Вывод, обобщение.
|