Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 18.06.2025, 22:21

Сайт учителя русского языка и литературы Михайловой Т.И.

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [2]
Готовимся к ЕГЭ [6]
Материал для подготовки к ЕГЭ
Планы уроков [11]
Планы уроков
Публикации [4]
Публикации
Исследовательские работы [3]
Исследовательские работы
Презентации к урокам литературы [0]
Презентации к урокам литературы
Подготовка к школьным олимпиадам [2]
Подготовка к школьным олимпиадам
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Планы уроков

Теория Раскольникова(10 класс)

План урока.

                                              Тема:

 «Теория Раскольникова в оценке   Ф.М.Достоевского».

Цели урока:

                       1.Раскрыть суть теории Раскольникова.

                       2. Используя примеры из текста, показать отношение Достоевского к данной теории.

                       3. Вырабатывать у учащихся навыки рассуждения, работы с текстом, применения цитат для доказательства своих мыслей. 

                       4. Вырабатывать навыки работы над проектом.

 

                            Ход урока.

I.Ознакомление учащихся с целями урока.

План работы на уроке проецируется на экран. Учащиеся по ходу урока записывают его, дополняя каждый пункт плана выводами, сделанными в ходе урока, некоторыми цитатами.

(Записи помогут учащимся в написании сочинения на данную тему).

                  План.

1.Вступление. Суть теории Раскольникова.

2.В каких условиях была создана данная теория?

     а) материальное положение Раскольникова;

     б) письмо матери;

     в) встреча с Мармеладовым;

     г) сон Раскольникова.

3.Состояние Раскольникова до преступления, во время него и после преступления.

4.Соня Мармеладова – образ, противопоставленный в романе образу Родиона Раскольникова.

5.Вывод.

 

 

II. Работая по данному плану, учащиеся приходят к следующим выводам.

  - Теория создавалась в нечеловеческих, ужасных условиях:

1)Раскольников задавлен бедностью, «кругом всем должен», бросил учебу – нечем платить, голодает;

2) мать сообщает, что его сестра выходит замуж за Лужина – Раскольников понимает, что сестра жертвует собой, чтобы помочь своему брату, т.е. продает себя, по мнению Раскольникова;

3) встреча с Мармеладовым приводит Раскольникова к выводу: есть люди, которым живется еще хуже, чем ему. ( «Что делать, коли идти больше некуда?») Нужно помочь униженным и оскорбленным.

 

III. Учащимся предлагается презентация «Петербург Достоевского». ( В данной презентации используются другие сцены из романа «Преступление и наказание», глубже раскрывающие пункт в),  демонстрируются иллюстрации.)

Учащиеся приходят к выводу: Петербург Достоевского страшен, именно в таком Петербурге рождается «зло» - теория Раскольникова.

4) сон Раскольникова как бы символизирует этот страшный мир: он разделен на сильных (богатых) и слабых (бедных), и сильным  дозволено все в этом неправильно устроенном мире – его нужно менять.

Итак, только в ненормальных условиях, только в ненормально устроенном мире может появиться такая теория.

 

Раскрывая пункт 3, учащиеся выписывают цитаты, характеризующие состояние Раскольникова во время преступления, до него и после.

    -«Неужели я в самом деле возьму топор?»

    -«Это гадко, мерзко…»

    -«Я себя убил, а не старушонку»… и т.д.

 Вывод:

1) все человеческое в Раскольникове восстает против убийства;

2)каким бы хорошим человек ни был, но стоит ему разрешить кровь по совести, и кровь польется рекой (убийство Лизаветы).

 

Раскрыть пункт 4 снова помогут цитаты, раскрывающие принципы, по которым живет Соня Мармеладова:

- «Это человек-то вошь?»

- «Убивать? Убивать право имеете?» и т.д.

Вывод: образом Сони Мармеладовой проповедуется жизнь, основанная на любви, терпении, прощении.

 

Вывод по теме:

     На протяжении всего романа Достоевский выступает против теории Раскольникова как теории зла и насилия. Он противопоставляет ей идеи любви и прощения. В конце романа Соня и Раскольников счастливы – они готовы к новой жизни. «Их воскресила любовь».

 

 

 

IV. Вниманию учащихся предлагается проект на данную тему, который закрепит основные моменты урока. (Проект «Вечные ценности» прилагается в диске).

 

V.   Подведение итогов.

 

Категория: Планы уроков | Добавил: tatyanacheboksary (21.03.2014)
Просмотров: 4776 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025
    Сделать бесплатный сайт с uCoz