Тема урока: «А.П.Платонов «Неизвестный цветок», идейный анализ произведения».
«От сказки душе счастье, а уму раздумье»
А.Платонов
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с некоторыми сведениями из жизни и творчества писателя Андрея Платонова, с его произведением «Неизвестный цветок».
2. Воспитывать у учащихся деятельное отношение к жизни, убеждение в том, что всё хорошее достигается большим трудом.
3. Вырабатывать навыки идейно-художественного анализа произведения, выразительного чтения.
4.Воспитывать вдумчивого читателя.
Ход урока.
1. Слово учителя. (Сообщение учителя сопровождается показом слайдов)
Судьба Платонова трагическая и одновременно счастливая. В последние годы жизни его не печатали, он нищенствовал. В Литературном институте, куда удалось устроиться в последние годы жизни, ему нашлось только место дворника. С другой стороны, после смерти писателя, начиная с 60-х годов, к нему пришло такое признание, о котором он и не мечтал. Сегодня русскую литературу нельзя представить без Платонова. Удивительный мастер прозы окончательно вернулся в литературу и, как живой, присутствует в нашей жизни.
Детство Платонова прошло в многодетной семье слесаря-железнодорожника Платона Климентова. Имя отца будущий писатель использует для своего литературного псевдонима.
- Каково значение слова псевдоним? (Псевдоним – вымышленное имя или фамилия, используемые деятелями культуры для замены собственных имён.)
Семья была бедной, и старшему сыну Андрею пришлось зарабатывать на жизнь с тринадцатилетнего возраста, чтобы прокормить братьев и сестёр (всего детей было десять).
За свою жизнь Андрей Платонов имел много специальностей. Посыльный, подручный слесаря, помощник машиниста, мастер по изготовлению мельничных жерновов, журналист, писатель, дворник – это далеко не все профессии, которыми владел Платонов. Он, как и его герои, боготворил технику, у него были отличные руки и инженерный ум. Он орошал землю, чистил реки, занимался электрификацией, много сил и времени отдавал журналистике. Рано начал писать стихи, рассказы, повести. В конце 20-х годов переезжает в Москву уже известным мастером слова. Литература становится главным делом жизни.
Наследие писателя Платонова велико. Чтобы понять и по достоинству оценить значительность созданной им литературы, нам надо пройти школу читательской культуры. Мы стоим сегодня на пороге этой школы и сделаем первый шаг.
Впереди ещё много встреч с книгами А.Платонова. И я надеюсь, что вы достигнете в своём литературном образовании тех высот, которые помогут вам испытать чувство радости и счастья от приобщения к миру, созданному А.Платоновым.
2. Определим самого внимательного читателя.
Ответьте на вопросы одним-двумя словами.
Вопросы демонстрируются через проектор.
Слайд: Внимательно ли ты прочитал произведение?
- Где рос цветок?
- На чём рос этот цветок?
- Что для цветка было пищей?
- Всю ночь приходилось цветку сторожить …
- Чему радовался цветок?
- Чтобы не было печально, цветок …
- Он светился, как …
Ответы демонстрируются через проектор.
Слайд: «Проверь себя». (Самопроверка. Учащиеся проверяют друг у друга ответы по слайду).
- На пустыре.
- На камне и глине.
- Пылинки.
- Росу.
- Солнечному лучу (солнцу)
- Дремал.
- Звезда.
3. Работа с текстом.
-Составим кластер к слову ЦВЕТОК. Найдите глаголы, которые относятся к слову ЦВЕТОК.
Приютился, томился, поднимал, сторожил, трудился, радовался, собирал, старался, превозмогал, вырастил, светился, благоухал…
Приютился томился поднимал сторожил
Трудился собирал
радовался старался светился
вырастил благоухал превозмогал
4. Беседа с учащимися.
- К кому могут относиться данные глаголы?
- К человеку.
Итак, рассказывая о цветке, писатель подразумевает человека. И вся его сказка-быль – это разговор с читателем, с человеком.
Так что же говорит А.Платонов своему читателю?
Давайте прочитаем текст, но чтение это будет другое – вдумчивое.
Выделим уроки А.Платонова.
Комментированное чтение сказки-были по выборочным отрывкам.
Выводы записываются.
Слайд. Уроки А.Платонова. (Выводы высвечиваются по щелчку после прочтения и обсуждения определённого отрывка)
1. Жизнь прекрасна. Любите и берегите её.
2. Жить – значит преодолевать трудности. Жизнь – борьба.
3. Жить нужно с радостью.
4. Жить, стремясь к прекрасному.
5. Одному в жизни плохо. Нельзя быть одиноким.
6. Жить надо так, чтобы оставить после себя добрую память.
5. Самостоятельная работа учащихся.
- Итак, составим сообщение о прочитанном произведении.
Учащимся предлагается памятка «Сообщение о прочитанном»
Слайд. Сообщение о прочитанном.
- Я прочитал… (или Я познакомился…)
- Рассказывая о цветке, писатель подразумевает, я думаю, человека.
- Он хочет ему сказать, что…
- Писатель предупреждает, что…
- Он убеждает, что…
- А.Платонов уверен, что…
- Писатель говорит своему читателю, что…
- И главное. Человек должен помнить, что
По данной памятке учащиеся составляют письменное сообщение.
6. Вопросы по теории литературы:
-Определите жанр произведения.
- Чем отличаются фольклорная и литературная сказки?
- Какое главное средство выразительности использует А.Платонов?
5. Вывод по прочитанной сказке-были.
6. Сообщения подготовленных учеников (два ученика).
Они знакомят учащихся с удивительными людьми, которые, оказавшись в трудной ситуации, не сломились, нашли себя в этой жизни, нашли возможность быть полезными.
Слайд. Владислав Титов.
Родился в Липецкой области.
После окончания школы поехал на Украину, овладел шахтёрской профессией.
Во время пожара спас своих товарищей.
Во время этой трагедии потерял руки.
Научился писать зубами, стал писателем.
Слайд. Саша Дугаева.
Полжизни была она прикована к постели.
Саша Дугаева училась в девятом классе, когда врачи вынесли неумолимый приговор: болезнь неизлечима…
Нежданная-негаданная беда обрушилась на совсем ещё юную девушку
Саша начала писать заметки в местную газету, затем стихи.
Она писала письма тем, кто нуждался в помощи.
Прикованная к постели, она старалась быть полезной.
Не хочу быть
Ни дубом,
Ни ивой,
Ни кудрявой берёзкой красивой.
А хочу быть травинкой простой,
Что асфальт пробивает весной.
(Саша Дугаева)
7. Слово учителя.
Мы познакомились с удивительной сказкой-былью А.Платонова. Писатель, обращаясь к своему читателю, хочет сказать, что жизнь – это борьба, преодоление трудностей. И человек должен быть сильным, не падать духом ни при каких обстоятельствах. Он должен помнить, что пришёл на эту Землю радоваться, любить и оставить после себя доброе имя. Вчитайтесь в слова великих людей и задумайтесь над ними.
Слайд. « Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений».
Гораций
«Жить – значит действовать».
А. Франс
|