Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 20.06.2025, 04:12

Сайт учителя русского языка и литературы Михайловой Т.И.

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [2]
Готовимся к ЕГЭ [6]
Материал для подготовки к ЕГЭ
Планы уроков [11]
Планы уроков
Публикации [4]
Публикации
Исследовательские работы [3]
Исследовательские работы
Презентации к урокам литературы [0]
Презентации к урокам литературы
Подготовка к школьным олимпиадам [2]
Подготовка к школьным олимпиадам
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Подготовка к школьным олимпиадам

Задания

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады

по литературе

9 класс

 

  1. Соотнесите произведения, жанры и авторов русской и зарубежной литературы (поставьте цифры в каждом столбце).

 

Произведение

Автор

Жанр

Бригадир

 

 

Король-олень

 

 

Два капитана

 

 

Первая любовь

 

 

Борис Годунов

 

 

Коварство и  любовь

 

 

Снегирь

 

 

Путешествие Гулливера

 

 

Руслан и Людмила

 

 

Золотой горшок

 

 

 

Автор: 1.А. Пушкин. 2. Ф. Шиллер. 3. К. Гоцци. 4. Д. Свифт. 5. В. Каверин.

6. Д.И. Фонвизин. 7. И. Тургенев. 8. Г.Р. Державин. 9. Э.Т.А. Гофман. 10. А.С. Пушкин.

 

 Жанр: 1. Историческая трагедия. 2. Повесть. 3.  Комедия. 4. Драма. 5.Стихотворная эпитафия. 6. Роман. 7. Фантастическая повесть. 8. Поэма. 9. Сказка. 10. Театральная сказка.

 

 

  1. О ком идет речь в этом описании и о какой «возмутительной» книге упоминается?

 

«Выходец из богатой дворянской семьи, получил уроки гуманизма уже в детстве (крепостные так любили его отца, что спасли всю семью во время Пугачевщины от расправы); окончив Пажеский корпус, он продолжил образование в Лейпцигском университете, где стал участником бунта студентов против насилия и воровства надзирателей; дослужившись до начальника таможни, в итоге был арестован как государственный преступник за издание в собственной типографии своей «возмутительной» книги; сестра его покойной жены отправилась за ним в ссылку, так как они любили друг друга; он описал самоубийство героя, который «нечем свою жизнь славну» не смог окончить и потому прибегнул к «яда сильна». А через некоторое время, разочаровавшись в своей жизни и деятельности, сделал с собой то же самое (яд, кинжал), считал героическое самоубийство способностью человека возвыситься над тираном».

 

 

3. Почему в «Эпистоле о стихотворстве» русский поэт-классицист XVIII века А.П. Сумароков советует «не раздражать слезами Талию, а Мельпомену смехом»? Свой ответ обоснуйте.

 

 

4. Пушкинские герои часто меняют свой облик и образ жизни. Кто из них стал:

 

  1. цыганом;
  2. крестьянкой;
  3. разбойником;
  4. царем?

 

 

5. Назовите произведение А.С. Пушкина, в финале которого встречаются приведенные ниже строки, объясните символическое значение Диканьки в этих строчках и вспомните,  какое  значение имеет Диканька в произведениях другого писателя.

 

         Цветет в Диканьке древний ряд

Дубов, друзьями насажденных;

Они о праотцах казненных

         Доныне внукам говорят.

 

 

6. Восстановите  строчки по частично известным буквам:

 

«_ ар_  с  _ар_ _е _   п_ _ с _ _л_я,

В _у_ _ -д_р_ _у  _н_ _я_ _л_я,

_  _ар_ _а   _    о_ _а

_е_а   _ _а_ь    _ _о   о _н_»

 

Укажите автора и название произведения.

 

 

7. Что такое дактиль? Приведите не менее трех примеров.

 

 

 

 

 

8. Дайте сопоставительный анализ стихотворений Н.М Карамзина и А. Майкова. Определите основную тему стихотворений, охарактеризуйте особенности поэтического текста (лексика, поэтический синтаксис, художественные тропы, элементы стихосложения и пр.).

 

Н.М. Карамзин. ОСЕНЬ

Веют осенние ветры
      В мрачной дубраве;
С шумом на землю валятся
     Желтые листья.

Поле и сад опустели;
            Сетуют холмы;
Пение в рощах умолкло -
            Скрылися птички.

Поздние гуси станицей
            К югу стремятся,
Плавным полетом несяся
            В горних пределах.

Вьются седые туманы
            В тихой долине;
С дымом в деревне мешаясь,
            К небу восходят.

Странник, стоящий на холме,
            Взором унылым
Смотрит на бледную осень,
            Томно вздыхая.

Странник печальный, утешься!
            Вянет природа
Только на малое время;
            Все оживится,

Все обновится весною;
            С гордой улыбкой
Снова природа восстанет
            В брачной одежде.

Смертный, ах! вянет навеки!
            Старец весною
Чувствует хладную зиму
            Ветхия жизни.

 

Аполлон Майков. ОСЕНЬ

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!

Нет мне здесь прежних утех!
Лес с себя тайну совлек:
Сорван последний орех,
Свянул последний цветок;

Мох не приподнят, не взрыт
Грудой кудрявых груздей;
Около пня не висит
Пурпур брусничных кистей;

Долго на листьях, лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес...

Листья шумят под ногой;
Смерть стелет жатву свою...
Только я весел душой
И, как безумный, пою!

Знаю, недаром средь мхов
Ранний подснежник я рвал;
Вплоть до осенних цветов
Каждый цветок я встречал.

Что им сказала душа,
Что ей сказали они -
Вспомню я, счастьем дыша,
В зимние ночи и дни!

Листья шумят под ногой...
Смерть стелет жатву свою!
Только я весел душой -
И, как безумный, пою!
 

 

 

 

 

 

 

Задания 9 кл. Ответы.

 

  1. 10 б.

 

Произведение

Автор

Жанр

Бригадир

6

3

Король-олень

3

10

Два капитана

5

6

Первая любовь

7

2

Борис Годунов

1

1

Коварство и  любовь

2

4

Снегирь

8

5

Путешествие Гулливера

4

7

Руслан и Людмила

10

8

Золотой горшок

9

9

Автор: 1.А. Пушкин. 2. Ф. Шиллер. 3. К. Гоцци. 4. Д. Свифт. 5. В. Каверин.

6. Д.И. Фонвизин. 7. И. Тургенев. 8. Г.Р. Державин. 9. Э.Т.А. Гофман. 10. А.С. Пушкин.

 

 Жанр: 1. Историческая трагедия. 2. Повесть. 3.  Комедия. 4. Драма. 5.Стихотворная эпитафия. 6. Роман. 7. Просветительский сатирический роман. 8. Поэма. 9. Сказка. 10. Театральная сказка.

 

 

  1. 4 б.  А.Н. Радищев. «Путешествие…»
  2. 4 б. Талия – муза комедии, Мельпомена – муза трагедии.
  3. 4 б.   Алеко («Цыганы»), Лиза («Барышня-крестьянка»), Владимир Дубровский. Пугачев («Капитанская дочка»).
  4. 10 б. Пушкин «Полтава», Гоголь «Вечера…». Примерный короткий ответ: в финале поэмы Пушкина Диканька является свидетельницей событий борьбы России со Швецией,  свидетельницей трагедии, произошедшей в семье Кочубея, Диканька символизирует историческую память; в сборнике Гоголя Диканька – символ национального духа малороссиян, центр идиллического мира, который может быть уничтожен потусторонней силой.

      6. 3 б.   Пушкин, Сказка о  мертвой царевне…

 

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

 

7. 5 б

8. 10 б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады

по литературе

10 класс

 

  1. Соотнести произведения, жанры и авторов русской и зарубежной литературы. Проставьте соответствующие цифры в каждой колонке.

 

Произведение

Жанр

Автор

Робинзон Крузо

 

 

Письма русского путешественника

 

 

Гобсек

 

 

Евгению. Жизнь Званская

 

 

Бригадир

 

 

Коварство и любовь

 

 

Паломничество Чайльд Гарольда

 

 

Ледяной дом

 

 

Хаджи Мурат

 

 

Письмо о пользе стекла

 

 

 

Жанр: 1. Поэма.  2. Роман (часть «Человеческой комедии»). 3. Комедия. 4. Эпистолярная публицистика.  5. Драма. 6. Дидактическая поэма. 7. Просветительский роман-путешествие. 8.  Повесть. 9. Романтическая поэма. 10. Исторический роман.

 

Автор: 1. Д.И. Фонвизин. 2. Г. Державин. 3. Ф. Шиллер. 4.Дж. Байрон. 5. О. Бальзак.  6.   Л. Толстой. 7. И. Лажечников.  8. Н. Карамзин. 9. Д. Дефо. 10. М. Ломоносов.

 

         2. Один из героев из-за нее, «гадкой», не пошел гулять по бульвару и из-за этого потерял «милую княжну». Другой изменил с ней своей «серпянке», а когда потерял ее, умер в горячке. Кто она? О каких произведениях и героях идет речь?

 

  1. Кто изображен в этом описании?

 

«Выходец из семьи архангельского священника, он самостоятельно искал знание и в школе католических монахов, и в Славяно-греко-латинской академии, и в парижском университете Сорбонна; литературную деятельность начал переводами с французского, а продолжил реформами в языке и поэзии, литературными спорами и поэтическими доносами, грубыми эпиграммами и «стихами на случай»; его называли «дактилохореическим витязем» и придворным шутом; сам он писал о себе так: «ненавидимый в лице, презираемый в словах, уничтожаемый в делах, осуждаемый в искусстве» должен жить, «упадая из болезни в болезнь».

 

4. Назовите произведения русской литературы, где встречаются перечисленные ниже герои-французы. Укажите их роль в произведении и историческое время, с которым они связаны (эпоха, век, десятилетие, год):

Monsieur LAbbé, французик из Бордо, Бопре, брат мусью

 

     5. Восстановите  строчки по частично известным буквам, укажите автора и название произведения:

 

   «_ю_ _и, н_ _е_  д_, т_х_ _  с_ а_ _

   Н_ _ол_о  _е_ _л   _ _с    _б_а_,

   _ _ч_з_ _  ю_ы_  _а_ _в_,

   К_ _   _о_, к_ _    у_р_ _н_й   т_м_ _;»

 

6. Объясните понятие «литературная маска». Приведите не менее трех примеров литературных масок.

 

7. Дайте сопоставительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Определите основную тему стихотворений, охарактеризуйте особенности поэтического текста (лексика, поэтический синтаксис, художественные тропы, элементы стихосложения и пр.)

 

Раздел 1.01    Фёдор Тютчев.  Silentium

Молчи, скрывайся и таи 
И чувства и мечты свои- 
Пускай в душевной глубине 
Встают и заходят оне 
Безмолвно, как звезды в ночи,- 
Любуйся ими - и молчи. 

 
Как сердцу высказать себя? 
Другому как понять тебя? 
Поймет ли он, чем ты живешь? 
Мысль изреченная есть ложь. 
Взрывая, возмутишь ключи,- 
Питайся ими - и молчи. 

 
Лишь жить в себе самом умей- 
Есть целый мир в душе твоей 
Таинственно-волшебных дум; 
Их оглушит наружный шум, 
Дневные разгонят лучи,- 
Внимай их пенью - и молчи!..  

 

                                                <1830>

Раздел 1.02    Афанасий Фет. «Как беден наш язык!..»

Как беден наш язык! - Хочу и не могу.-
Не передать того ни другу, ни врагу,
Что буйствует в груди прозрачною волною.
Напрасно вечное томление сердец,
И клонит голову маститую мудрец
Пред этой ложью роковою.

 
Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук
Хватает на лету и закрепляет вдруг
И темный бред души и трав неясный запах;
Так, для безбрежного покинув скудный дол,
Летит за облака Юпитера орел,
Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.

 
                                  11 июня 1887

 

 

 

 

 

 

 

10 класс. Ответы.

 

1. 10 баллов

Произведение

Жанр

Автор

Робинзон Крузо

7

9

Письма русского путешественника

4

8

Гобсек

2

5

Евгению. Жизнь Званская

1

2

Бригадир

3

1

Коварство и любовь

5

3

Паломничество Чайльд Гарольда

9

4

Ледяной дом

10

7

Хаджи Мурат

8

6

Письмо о пользе стекла

6

10

 

Жанр: 1. Поэма.  2. Роман (часть «Человеческой комедии»). 3. Комедия. 4. Эпистолярная публицистика.  5. Драма. 6. Дидактическая поэма. 7. Просветительский роман-путешествие. 8.  Повесть. 9. Романтическая поэма. 10. Исторический роман.

 

Автор: 1. Д.И. Фонвизин. 2. Г. Державин. 3. Ф. Шиллер. 4.Дж. Байрон. 5. О. Бальзак.  6.   Л. Толстой. 7. И. Лажечников.  8. Н. Карамзин. 9. Д. Дефо. 10. М. Ломоносов.

 

  1. 4 балла. Шинель. «Герой нашего времени» (Грушницкий), «Шинель» Гоголя. Акакий Акакиевич.

 

  1. 4 балла. В.К. Тредиаковский.

 

  1. 12 б.  Monsieur L’Abbé -  гувернер Онегина (Пушкин «Евгений Онегин»), 1810 гг.; французик из Бордо – внесценический персонаж, упомянутый Чацким (Грибоедов, «Горе от ума»), 1810 гг.;  Бопре – гувернер Гринева (Пушкин «Кап. Дочка»), 1770-е гг.;  брат мусью – упоминается рассказчиком в стихотворении Лермонтова «Бородино», 1812 г.

 

  1. 4 б. Пушкин. К Чаадаеву.

 

        Любви, надежды, тихой славы

   Недолго нежил нас обман,

   Исчезли юные забавы,

   Как сон, как утренний туман;

 

6. 6 б. Литературная маска — особый тип литературного псевдонима, превращающий использование псевдонима в литературный приём. Создание литературной маски предполагает, что тексты приписываются вымышленному автору, наделённому собственной более или менее развёрнутой биографией, собственными личными качествами и литературными ориентирами.

 

      7. 10 б.

 

 

 

 

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады  по  литературе

11  класс

 

1. Соотнести произведения, жанры и авторов русской и зарубежной литературы. Проставьте соответствующие цифры в каждой колонке.

 

Произведение

Жанр

Автор

Девяносто третий год

 

 

Бригадир

 

 

Хижина дяди Тома

 

 

Леди Макбет Мценского уезда

 

 

Подражание Корану

 

 

Свидание

 

 

Таланты и поклонники

 

 

Фелица

 

 

Король Лир

 

 

Письмо о пользе стекла

 

 

        

Жанр: 1. Комедия.  2. Роман. 3. Исторический роман. 4. Стихотворный цикл. 5. Рассказ. 6. Пьеса. 7. Ода. 8. Дидактическая поэма.  9. Повесть. 10. Трагедия.

 

Автор: 1. Г.Р. Державин. 2. Н.С. Лесков 3. А.Н. Островский 4. Д.И. Фонвизин.  5. Г. Бичер-Стоу. 6. В. Гюго. 7. У. Шекспир.  8. И.С. Тургенев. 9. М.В. Ломоносов. 10. А.С. Пушкин.

 

 

2. Назовите авторов стихотворений, отрывки из которых приведены ниже. Ответьте на вопрос: что общего между всеми стихотворениями?

 

  1. И невозможное возможно,

      Дорога долгая легка,

      Когда блестит в дали дорожной

      Мгновенный взор из-под платка…

 

  1. С отрадой, многим незнакомой,

      Я вижу полное гумно,

      Избу, покрытую соломой,

      С резными ставнями окно.

 

3)   И с отвращением кругом кидая взор,

      С отрадой вижу я, что срублен темный бор –

      В томящий летний зной защита и прохлада, –

      И нива выжжена, и праздно дремлет стадо…

 

 

 3. Каким литературным героям принадлежат  названные адреса?

 

  1. У Харитонья в переулке
  2. Дом № 302 –бис по Садовой, квартира № 50
  3. Дом № 13 по Алексеевскому спуску
  4. На деревню дедушке
  5. В Петербурге, в Подъяческой улице
  6. Большой трехэтажный каменный дом, весь белый, как мел, вероятно, для изображения чистоты душ помещавшихся в нем должностей

 

         4. Назовите поэтов XX века, которые так отзывались о себе в своих стихах:

 

  1. Могла ли Биче, словно Дант, творить,

     Или Лаура жар любви восславить?

     Я научила женщин говорить,

     Но, Боже, как их замолчать заставить?!

 

  1. Я московский озорной гуляка,

     По всему тверскому околотку

     В переулках каждая собака

     Знает мою легкую походку.

 

  1. Во всем мне хочется дойти до самой сути…

 

  1. Моим стихам, как драгоценным винам,

            Настанет свой черед.

 

  1. Я поставил палатку на каменном склоне

     Абиссинских, сбегающих к западу гор…

 

  1. Я входил вместо дикого зверя в клетку…

 

  1. Я сразу смазал карту будняя,

            плеснувши краску из стакана;

            я показал на блюде студня

            косые скулы океана.

 

5. Какой русский поэт XIX  века изображен в приведенном описании?

 

Сын фрейлины императрицы Марии Федоровны и генерал-лейтенанта из окружения Павла 1, воспитанник Пажеского корпуса, исключенный оттуда с запретом служить на гражданском поприще; пошедший на военную службу рядовым, стал автором поэм и элегий; свое время назвал «железный век», а о своей поэзии сказал: «Мой дар убог, и голос мой не громок…»; скончался в Неаполе от приступа лихорадки, похоронен в Петербурге.

 

6. Дайте определение жанрам «роман-утопия» и «роман – антиутопия». Приведите не менее четырех примеров.

 

7. Дайте  анализ стихотворения Якова Полонского «Качка в бурю». Определите основную тему стихотворения, охарактеризуйте особенности поэтического текста (лексика, поэтический синтаксис, художественные тропы, элементы стихосложения и пр.)

КАЧКА В БУРЮ

          Посв. М. Л. Михайлову

 

Гром и шум. Корабль качает;

Море темное кипит;

Ветер парус обрывает

   И в снастях свистит.

 

Помрачился свод небесный,

И, вверяясь кораблю,

Я дремлю в каюте тесной...

   Закачало - сплю.

 

Вижу я во сне: качает

Няня колыбель мою

И тихонько напевает -

   "Баюшки-баю!"

 

Свет лампады на подушках;

На гардинах свет луны...

О каких-то все игрушках

   Золотые сны.

 

Просыпаюсь... Что случилось?

Что такое? Новый шквал?-

"Плохо - стеньга обломилась,

   Рулевой упал".

 

Что же делать? что могу я?

И, вверяясь кораблю,

Вновь я лег и вновь дремлю я...

    Закачало - сплю.

 

Снится мне: я свеж и молод,

Я влюблен, мечты кипят...

От зари роскошный холод

   Проникает в сад.

 

Скоро ночь - темнеют ели...

Слышу ласково-живой,

Тихий лепет: "На качели

   Сядем, милый мой!"

 

Стан ее полувоздушный

Обвила моя рука,

И качается послушно

   Зыбкая доска...

 

Просыпаюсь... Что случилось?-

"Руль оторван; через нос

Вдоль волна перекатилась,

   Унесен матрос!"

 

Что же делать? Будь что будет!

В руки бога отдаюсь:

Если смерть меня разбудит -

   Я не здесь проснусь.

 

                                         1863

11 класс. Ответы.

 

1. 10 б.

Произведение

Жанр

Автор

Девяносто третий год

3

6

Бригадир

1

4

Хижина дяди Тома

2

5

Леди Макбет Мценского уезда

9

2

Подражание Корану

4

10

Свидание

5

8

Таланты и поклонники

6

3

Фелица

7

1

Король Лир

10

7

Письмо о пользе стекла

8

9

           

Жанр: 1. Комедия.  2. Роман. 3. Исторический роман. 4. Стихотворный цикл. 5. Рассказ. 6. Пьеса. 7. Ода. 8. Дидактическая поэма.  9. Повесть. 10. Трагедия.

 

Автор: 1. Г.Р. Державин. 2. Н.С. Лесков 3. А.Н. Островский 4. Д.И. Фонвизин.  5. Г. Бичер-Стоу. 6. В. Гюго. 7. У. Шекспир.  8. И.С. Тургенев. 9. М.В. Ломоносов. 10. А.С. Пушкин.

 

2. 6 б. Блок «Россия», Лермонтов «Родина, Некрасов «Родина». Общая тема.

 

3. 6 б.  1) Родственники Лариных (Пушкин «Евгений Онегин); 2) «Нехорошая квартира» Булгаков «Мастер и Маргарита»); 3)Дом Турбинных (Булгаков «Белая гвардия»); 4) По этому адресу отправил письмо дедушке Ванька Жуков (Чехов); 5) Адрес друга Хлестакова Тряпичкина (Гоголь «Ревизор»); 6) Здание суда (Гоголь «Мертвые души»)

 

4. 7 б. 1) А. Ахматова; 2) С. Есенин; 3) Б. Пастернак, 4) М. Цветаева, 5) Н. Гумилев, 6) И. Бродский, 7) В. Маяковский.

 

5. 5 б. Е. Баратынский.

 

6. 6 б.

 

7. 10 б.

 

Категория: Подготовка к школьным олимпиадам | Добавил: tatyanacheboksary (24.03.2014)
Просмотров: 1098 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025
    Сделать бесплатный сайт с uCoz