Муниципальный этап Всероссийской олимпиады
по литературе
9 класс
- Соотнесите произведения, жанры и авторов русской и зарубежной литературы (поставьте цифры в каждом столбце).
Произведение
|
Автор
|
Жанр
|
Бригадир
|
|
|
Король-олень
|
|
|
Два капитана
|
|
|
Первая любовь
|
|
|
Борис Годунов
|
|
|
Коварство и любовь
|
|
|
Снегирь
|
|
|
Путешествие Гулливера
|
|
|
Руслан и Людмила
|
|
|
Золотой горшок
|
|
|
Автор: 1.А. Пушкин. 2. Ф. Шиллер. 3. К. Гоцци. 4. Д. Свифт. 5. В. Каверин.
6. Д.И. Фонвизин. 7. И. Тургенев. 8. Г.Р. Державин. 9. Э.Т.А. Гофман. 10. А.С. Пушкин.
Жанр: 1. Историческая трагедия. 2. Повесть. 3. Комедия. 4. Драма. 5.Стихотворная эпитафия. 6. Роман. 7. Фантастическая повесть. 8. Поэма. 9. Сказка. 10. Театральная сказка.
- О ком идет речь в этом описании и о какой «возмутительной» книге упоминается?
«Выходец из богатой дворянской семьи, получил уроки гуманизма уже в детстве (крепостные так любили его отца, что спасли всю семью во время Пугачевщины от расправы); окончив Пажеский корпус, он продолжил образование в Лейпцигском университете, где стал участником бунта студентов против насилия и воровства надзирателей; дослужившись до начальника таможни, в итоге был арестован как государственный преступник за издание в собственной типографии своей «возмутительной» книги; сестра его покойной жены отправилась за ним в ссылку, так как они любили друг друга; он описал самоубийство героя, который «нечем свою жизнь славну» не смог окончить и потому прибегнул к «яда сильна». А через некоторое время, разочаровавшись в своей жизни и деятельности, сделал с собой то же самое (яд, кинжал), считал героическое самоубийство способностью человека возвыситься над тираном».
3. Почему в «Эпистоле о стихотворстве» русский поэт-классицист XVIII века А.П. Сумароков советует «не раздражать слезами Талию, а Мельпомену смехом»? Свой ответ обоснуйте.
4. Пушкинские герои часто меняют свой облик и образ жизни. Кто из них стал:
- цыганом;
- крестьянкой;
- разбойником;
- царем?
5. Назовите произведение А.С. Пушкина, в финале которого встречаются приведенные ниже строки, объясните символическое значение Диканьки в этих строчках и вспомните, какое значение имеет Диканька в произведениях другого писателя.
Цветет в Диканьке древний ряд
Дубов, друзьями насажденных;
Они о праотцах казненных
Доныне внукам говорят.
6. Восстановите строчки по частично известным буквам:
«_ ар_ с _ар_ _е _ п_ _ с _ _л_я,
В _у_ _ -д_р_ _у _н_ _я_ _л_я,
_ _ар_ _а _ о_ _а
_е_а _ _а_ь _ _о о _н_»
Укажите автора и название произведения.
7. Что такое дактиль? Приведите не менее трех примеров.
8. Дайте сопоставительный анализ стихотворений Н.М Карамзина и А. Майкова. Определите основную тему стихотворений, охарактеризуйте особенности поэтического текста (лексика, поэтический синтаксис, художественные тропы, элементы стихосложения и пр.).
Н.М. Карамзин. ОСЕНЬ
Веют осенние ветры
В мрачной дубраве;
С шумом на землю валятся
Желтые листья.
Поле и сад опустели;
Сетуют холмы;
Пение в рощах умолкло -
Скрылися птички.
Поздние гуси станицей
К югу стремятся,
Плавным полетом несяся
В горних пределах.
Вьются седые туманы
В тихой долине;
С дымом в деревне мешаясь,
К небу восходят.
Странник, стоящий на холме,
Взором унылым
Смотрит на бледную осень,
Томно вздыхая.
Странник печальный, утешься!
Вянет природа
Только на малое время;
Все оживится,
Все обновится весною;
С гордой улыбкой
Снова природа восстанет
В брачной одежде.
Смертный, ах! вянет навеки!
Старец весною
Чувствует хладную зиму
Ветхия жизни.
|
Аполлон Майков. ОСЕНЬ
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!
Нет мне здесь прежних утех!
Лес с себя тайну совлек:
Сорван последний орех,
Свянул последний цветок;
Мох не приподнят, не взрыт
Грудой кудрявых груздей;
Около пня не висит
Пурпур брусничных кистей;
Долго на листьях, лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес...
Листья шумят под ногой;
Смерть стелет жатву свою...
Только я весел душой
И, как безумный, пою!
Знаю, недаром средь мхов
Ранний подснежник я рвал;
Вплоть до осенних цветов
Каждый цветок я встречал.
Что им сказала душа,
Что ей сказали они -
Вспомню я, счастьем дыша,
В зимние ночи и дни!
Листья шумят под ногой...
Смерть стелет жатву свою!
Только я весел душой -
И, как безумный, пою!
|
Задания 9 кл. Ответы.
- 10 б.
Произведение
|
Автор
|
Жанр
|
Бригадир
|
6
|
3
|
Король-олень
|
3
|
10
|
Два капитана
|
5
|
6
|
Первая любовь
|
7
|
2
|
Борис Годунов
|
1
|
1
|
Коварство и любовь
|
2
|
4
|
Снегирь
|
8
|
5
|
Путешествие Гулливера
|
4
|
7
|
Руслан и Людмила
|
10
|
8
|
Золотой горшок
|
9
|
9
|
Автор: 1.А. Пушкин. 2. Ф. Шиллер. 3. К. Гоцци. 4. Д. Свифт. 5. В. Каверин.
6. Д.И. Фонвизин. 7. И. Тургенев. 8. Г.Р. Державин. 9. Э.Т.А. Гофман. 10. А.С. Пушкин.
Жанр: 1. Историческая трагедия. 2. Повесть. 3. Комедия. 4. Драма. 5.Стихотворная эпитафия. 6. Роман. 7. Просветительский сатирический роман. 8. Поэма. 9. Сказка. 10. Театральная сказка.
- 4 б. А.Н. Радищев. «Путешествие…»
- 4 б. Талия – муза комедии, Мельпомена – муза трагедии.
- 4 б. Алеко («Цыганы»), Лиза («Барышня-крестьянка»), Владимир Дубровский. Пугачев («Капитанская дочка»).
- 10 б. Пушкин «Полтава», Гоголь «Вечера…». Примерный короткий ответ: в финале поэмы Пушкина Диканька является свидетельницей событий борьбы России со Швецией, свидетельницей трагедии, произошедшей в семье Кочубея, Диканька символизирует историческую память; в сборнике Гоголя Диканька – символ национального духа малороссиян, центр идиллического мира, который может быть уничтожен потусторонней силой.
6. 3 б. Пушкин, Сказка о мертвой царевне…
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
7. 5 б
8. 10 б.
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады
по литературе
10 класс
- Соотнести произведения, жанры и авторов русской и зарубежной литературы. Проставьте соответствующие цифры в каждой колонке.
Произведение
|
Жанр
|
Автор
|
Робинзон Крузо
|
|
|
Письма русского путешественника
|
|
|
Гобсек
|
|
|
Евгению. Жизнь Званская
|
|
|
Бригадир
|
|
|
Коварство и любовь
|
|
|
Паломничество Чайльд Гарольда
|
|
|
Ледяной дом
|
|
|
Хаджи Мурат
|
|
|
Письмо о пользе стекла
|
|
|
Жанр: 1. Поэма. 2. Роман (часть «Человеческой комедии»). 3. Комедия. 4. Эпистолярная публицистика. 5. Драма. 6. Дидактическая поэма. 7. Просветительский роман-путешествие. 8. Повесть. 9. Романтическая поэма. 10. Исторический роман.
Автор: 1. Д.И. Фонвизин. 2. Г. Державин. 3. Ф. Шиллер. 4.Дж. Байрон. 5. О. Бальзак. 6. Л. Толстой. 7. И. Лажечников. 8. Н. Карамзин. 9. Д. Дефо. 10. М. Ломоносов.
2. Один из героев из-за нее, «гадкой», не пошел гулять по бульвару и из-за этого потерял «милую княжну». Другой изменил с ней своей «серпянке», а когда потерял ее, умер в горячке. Кто она? О каких произведениях и героях идет речь?
- Кто изображен в этом описании?
«Выходец из семьи архангельского священника, он самостоятельно искал знание и в школе католических монахов, и в Славяно-греко-латинской академии, и в парижском университете Сорбонна; литературную деятельность начал переводами с французского, а продолжил реформами в языке и поэзии, литературными спорами и поэтическими доносами, грубыми эпиграммами и «стихами на случай»; его называли «дактилохореическим витязем» и придворным шутом; сам он писал о себе так: «ненавидимый в лице, презираемый в словах, уничтожаемый в делах, осуждаемый в искусстве» должен жить, «упадая из болезни в болезнь».
4. Назовите произведения русской литературы, где встречаются перечисленные ниже герои-французы. Укажите их роль в произведении и историческое время, с которым они связаны (эпоха, век, десятилетие, год):
Monsieur L’Abbé, французик из Бордо, Бопре, брат мусью
5. Восстановите строчки по частично известным буквам, укажите автора и название произведения:
«_ю_ _и, н_ _е_ д_, т_х_ _ с_ а_ _
Н_ _ол_о _е_ _л _ _с _б_а_,
_ _ч_з_ _ ю_ы_ _а_ _в_,
К_ _ _о_, к_ _ у_р_ _н_й т_м_ _;»
6. Объясните понятие «литературная маска». Приведите не менее трех примеров литературных масок.
7. Дайте сопоставительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Определите основную тему стихотворений, охарактеризуйте особенности поэтического текста (лексика, поэтический синтаксис, художественные тропы, элементы стихосложения и пр.)
Раздел 1.01 Фёдор Тютчев. Silentium
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои-
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи,-
Любуйся ими - и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи,-
Питайся ими - и молчи.
Лишь жить в себе самом умей-
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи,-
Внимай их пенью - и молчи!..
<1830>
|
Раздел 1.02 Афанасий Фет. «Как беден наш язык!..»
Как беден наш язык! - Хочу и не могу.-
Не передать того ни другу, ни врагу,
Что буйствует в груди прозрачною волною.
Напрасно вечное томление сердец,
И клонит голову маститую мудрец
Пред этой ложью роковою.
Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук
Хватает на лету и закрепляет вдруг
И темный бред души и трав неясный запах;
Так, для безбрежного покинув скудный дол,
Летит за облака Юпитера орел,
Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.
11 июня 1887
|
10 класс. Ответы.
1. 10 баллов
Произведение
|
Жанр
|
Автор
|
Робинзон Крузо
|
7
|
9
|
Письма русского путешественника
|
4
|
8
|
Гобсек
|
2
|
5
|
Евгению. Жизнь Званская
|
1
|
2
|
Бригадир
|
3
|
1
|
Коварство и любовь
|
5
|
3
|
Паломничество Чайльд Гарольда
|
9
|
4
|
Ледяной дом
|
10
|
7
|
Хаджи Мурат
|
8
|
6
|
Письмо о пользе стекла
|
6
|
10
|
Жанр: 1. Поэма. 2. Роман (часть «Человеческой комедии»). 3. Комедия. 4. Эпистолярная публицистика. 5. Драма. 6. Дидактическая поэма. 7. Просветительский роман-путешествие. 8. Повесть. 9. Романтическая поэма. 10. Исторический роман.
Автор: 1. Д.И. Фонвизин. 2. Г. Державин. 3. Ф. Шиллер. 4.Дж. Байрон. 5. О. Бальзак. 6. Л. Толстой. 7. И. Лажечников. 8. Н. Карамзин. 9. Д. Дефо. 10. М. Ломоносов.
- 4 балла. Шинель. «Герой нашего времени» (Грушницкий), «Шинель» Гоголя. Акакий Акакиевич.
- 4 балла. В.К. Тредиаковский.
- 12 б. Monsieur L’Abbé - гувернер Онегина (Пушкин «Евгений Онегин»), 1810 гг.; французик из Бордо – внесценический персонаж, упомянутый Чацким (Грибоедов, «Горе от ума»), 1810 гг.; Бопре – гувернер Гринева (Пушкин «Кап. Дочка»), 1770-е гг.; брат мусью – упоминается рассказчиком в стихотворении Лермонтова «Бородино», 1812 г.
- 4 б. Пушкин. К Чаадаеву.
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
6. 6 б. Литературная маска — особый тип литературного псевдонима, превращающий использование псевдонима в литературный приём. Создание литературной маски предполагает, что тексты приписываются вымышленному автору, наделённому собственной более или менее развёрнутой биографией, собственными личными качествами и литературными ориентирами.
7. 10 б.
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по литературе
11 класс
1. Соотнести произведения, жанры и авторов русской и зарубежной литературы. Проставьте соответствующие цифры в каждой колонке.
Произведение
|
Жанр
|
Автор
|
Девяносто третий год
|
|
|
Бригадир
|
|
|
Хижина дяди Тома
|
|
|
Леди Макбет Мценского уезда
|
|
|
Подражание Корану
|
|
|
Свидание
|
|
|
Таланты и поклонники
|
|
|
Фелица
|
|
|
Король Лир
|
|
|
Письмо о пользе стекла
|
|
|
Жанр: 1. Комедия. 2. Роман. 3. Исторический роман. 4. Стихотворный цикл. 5. Рассказ. 6. Пьеса. 7. Ода. 8. Дидактическая поэма. 9. Повесть. 10. Трагедия.
Автор: 1. Г.Р. Державин. 2. Н.С. Лесков 3. А.Н. Островский 4. Д.И. Фонвизин. 5. Г. Бичер-Стоу. 6. В. Гюго. 7. У. Шекспир. 8. И.С. Тургенев. 9. М.В. Ломоносов. 10. А.С. Пушкин.
2. Назовите авторов стихотворений, отрывки из которых приведены ниже. Ответьте на вопрос: что общего между всеми стихотворениями?
- И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блестит в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка…
- С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно.
3) И с отвращением кругом кидая взор,
С отрадой вижу я, что срублен темный бор –
В томящий летний зной защита и прохлада, –
И нива выжжена, и праздно дремлет стадо…
3. Каким литературным героям принадлежат названные адреса?
- У Харитонья в переулке
- Дом № 302 –бис по Садовой, квартира № 50
- Дом № 13 по Алексеевскому спуску
- На деревню дедушке
- В Петербурге, в Подъяческой улице
- Большой трехэтажный каменный дом, весь белый, как мел, вероятно, для изображения чистоты душ помещавшихся в нем должностей
4. Назовите поэтов XX века, которые так отзывались о себе в своих стихах:
- Могла ли Биче, словно Дант, творить,
Или Лаура жар любви восславить?
Я научила женщин говорить,
Но, Боже, как их замолчать заставить?!
- Я московский озорной гуляка,
По всему тверскому околотку
В переулках каждая собака
Знает мою легкую походку.
- Во всем мне хочется дойти до самой сути…
- Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
- Я поставил палатку на каменном склоне
Абиссинских, сбегающих к западу гор…
- Я входил вместо дикого зверя в клетку…
- Я сразу смазал карту будняя,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
5. Какой русский поэт XIX века изображен в приведенном описании?
Сын фрейлины императрицы Марии Федоровны и генерал-лейтенанта из окружения Павла 1, воспитанник Пажеского корпуса, исключенный оттуда с запретом служить на гражданском поприще; пошедший на военную службу рядовым, стал автором поэм и элегий; свое время назвал «железный век», а о своей поэзии сказал: «Мой дар убог, и голос мой не громок…»; скончался в Неаполе от приступа лихорадки, похоронен в Петербурге.
6. Дайте определение жанрам «роман-утопия» и «роман – антиутопия». Приведите не менее четырех примеров.
7. Дайте анализ стихотворения Якова Полонского «Качка в бурю». Определите основную тему стихотворения, охарактеризуйте особенности поэтического текста (лексика, поэтический синтаксис, художественные тропы, элементы стихосложения и пр.)
КАЧКА В БУРЮ
Посв. М. Л. Михайлову
Гром и шум. Корабль качает;
Море темное кипит;
Ветер парус обрывает
И в снастях свистит.
Помрачился свод небесный,
И, вверяясь кораблю,
Я дремлю в каюте тесной...
Закачало - сплю.
Вижу я во сне: качает
Няня колыбель мою
И тихонько напевает -
"Баюшки-баю!"
Свет лампады на подушках;
На гардинах свет луны...
О каких-то все игрушках
Золотые сны.
Просыпаюсь... Что случилось?
Что такое? Новый шквал?-
"Плохо - стеньга обломилась,
Рулевой упал".
Что же делать? что могу я?
И, вверяясь кораблю,
Вновь я лег и вновь дремлю я...
Закачало - сплю.
Снится мне: я свеж и молод,
Я влюблен, мечты кипят...
От зари роскошный холод
Проникает в сад.
Скоро ночь - темнеют ели...
Слышу ласково-живой,
Тихий лепет: "На качели
Сядем, милый мой!"
Стан ее полувоздушный
Обвила моя рука,
И качается послушно
Зыбкая доска...
Просыпаюсь... Что случилось?-
"Руль оторван; через нос
Вдоль волна перекатилась,
Унесен матрос!"
Что же делать? Будь что будет!
В руки бога отдаюсь:
Если смерть меня разбудит -
Я не здесь проснусь.
1863
11 класс. Ответы.
1. 10 б.
Произведение
|
Жанр
|
Автор
|
Девяносто третий год
|
3
|
6
|
Бригадир
|
1
|
4
|
Хижина дяди Тома
|
2
|
5
|
Леди Макбет Мценского уезда
|
9
|
2
|
Подражание Корану
|
4
|
10
|
Свидание
|
5
|
8
|
Таланты и поклонники
|
6
|
3
|
Фелица
|
7
|
1
|
Король Лир
|
10
|
7
|
Письмо о пользе стекла
|
8
|
9
|
Жанр: 1. Комедия. 2. Роман. 3. Исторический роман. 4. Стихотворный цикл. 5. Рассказ. 6. Пьеса. 7. Ода. 8. Дидактическая поэма. 9. Повесть. 10. Трагедия.
Автор: 1. Г.Р. Державин. 2. Н.С. Лесков 3. А.Н. Островский 4. Д.И. Фонвизин. 5. Г. Бичер-Стоу. 6. В. Гюго. 7. У. Шекспир. 8. И.С. Тургенев. 9. М.В. Ломоносов. 10. А.С. Пушкин.
2. 6 б. Блок «Россия», Лермонтов «Родина, Некрасов «Родина». Общая тема.
3. 6 б. 1) Родственники Лариных (Пушкин «Евгений Онегин); 2) «Нехорошая квартира» Булгаков «Мастер и Маргарита»); 3)Дом Турбинных (Булгаков «Белая гвардия»); 4) По этому адресу отправил письмо дедушке Ванька Жуков (Чехов); 5) Адрес друга Хлестакова Тряпичкина (Гоголь «Ревизор»); 6) Здание суда (Гоголь «Мертвые души»)
4. 7 б. 1) А. Ахматова; 2) С. Есенин; 3) Б. Пастернак, 4) М. Цветаева, 5) Н. Гумилев, 6) И. Бродский, 7) В. Маяковский.
5. 5 б. Е. Баратынский.
6. 6 б.
7. 10 б.
|