Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 18.06.2025, 11:51

Сайт учителя русского языка и литературы Михайловой Т.И.

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [2]
Готовимся к ЕГЭ [6]
Материал для подготовки к ЕГЭ
Планы уроков [11]
Планы уроков
Публикации [4]
Публикации
Исследовательские работы [3]
Исследовательские работы
Презентации к урокам литературы [0]
Презентации к урокам литературы
Подготовка к школьным олимпиадам [2]
Подготовка к школьным олимпиадам
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Публикации

Нам бы про душу не забыть

Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса.

Сборник учебно-методических статей

Чебоксары 2009

(статья на стр. 186)

Использование воспитательного потенциала художественного произведения.

       Упавший духом гибнет раньше срока.  Эти слова Омара Хайяма  как нельзя лучше говорят о том, как  важно человеку быть сильным духом, не опускать руки, верить в лучшее и уверенно идти к поставленной цели. Сегодняшний наш ученик живёт в очень нелёгкое время. Взрослые проблемы, к сожалению, не проходят мимо него. Достаточно жестокий мир накладывает свой отпечаток на характер ребёнка, на его взгляды. А если и семья к тому же неблагополучная, нетрудно представить, что испытывает наш ученик, как, возможно, тяжело у него на душе. Очень больно читать такие  предложения, составленные учениками: «Как бы я была счастлива, если бы папа с мамой не ругались», «Как бы я была счастлива, если бы папа не пил», «Как бы я был счастлив, если бы не папа…» Сколько боли и отчаяния в этих, может быть,  нескладных, но вышедших из сердца словах. Как легко в такой ситуации замкнуться, озлобиться, уйти в себя,  потерять веру. Где взять силы в такой ситуации?   Как помочь такому ученику? Ведь серьёзное стремление к какой-либо цели – половина успеха в её достижении.  А.М.Горький писал: «Стремление вперёд – вот цель жизни. Пусть же вся жизнь будет стремлением, и тогда в ней будут высоко прекрасные часы».  

         Помочь, я думаю, нашему ученику смогут  произведения великих писателей.  Они должны поддержать, дать силы.  Рассказы В.Астафьева поднимают актуальные проблемы, сложные, философские, но доступные по своему содержанию как старшим, так и младшим школьникам.

       «В бараке бушевал пьяный мужик», - так начинается небольшой рассказ В.Астафьева «Герань на снегу».  До боли знакомая картина, к сожалению, и для наших учащихся тоже.  Поэтому, я уверена, рассказ вызовет интерес у учащихся: ведь он затрагивает те проблемы, которые волнуют наших учеников или их подруг и друзей.

     Как с помощью данного рассказа поддержать ученика, помочь ему,  а главное – дать ему поверить в себя, в свои силы. «Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует», - писал И.Гёте.

    Вопросы, которые помогут раскрыть идейное содержание данного рассказа.

- О чём рассказ В.Астафьева «Герань на снегу»?

- О гераньке и о мужике.

Чтобы понять эти образы,  можно составить кластер. Выписать слова действия, относящиеся к гераньке и к мужику. Вот, что должно получиться.

 

Бушевал                           ударил                         разбивал                       рушил       

 

                                     

 

Бухнул                                                    МУЖИК                                             замер

…..

 

                           Пил.                          Разбивал.                              Выбрасывал.

 

 

Росла.                    Набралась сил.                    Отросла.                          Расцвела.            

 

                                              

упала                                                  ГЕРАНЬКА.                                        Пустила росточек.

 

            

 

Вывалилась.                  Светилась.           Поймалась за землю.              Начала расти.

Можно составить синквейн с этими словами.

МУЖИК

1. Пьяный, буйный.

2. Пьёт, бьёт, рушит.

3. Не замечает красоты вокруг

4. Уродство

ГЕРАНЬКА

1.Хрупкая, упрямая

2. Росла, цеплялась, светилась

3. Тянулась к жизни всеми силами

4. Красота

Кластер и синквейн помогут учащимся  сделать следующий вывод:

 два главных образа противопоставлены (использован приём антитезы).

Эти образы противопоставлены в главном - в жизненной позиции:

        ГЕРАНЬКА живёт, преодолевая трудности, она не падает духом, тянется к жизни и хочет приносить пользу. Много трудностей было на её жизненном пути.   Для неё жизнь – борьба, жизнь прекрасна, как бы трудна она ни была.

       МУЖИК пьёт, дерётся и рушит всё вокруг себя.

- Какова же позиция В.Астафьева?

- Писателю больно смотреть на жизнь мужика – это бесцельное существование. Человек должен быть сильным, несмотря ни на что, он должен преодолевать трудности. Назначение человека – жить и радоваться жизни, наполнить её смыслом.

Очень важно донести до ученика: трудности для того, чтобы их преодолевать, бороться с ними и побеждать.

Можно ученику предложить выбрать свой образ.  Автору, без сомнения, близок образ цветка. Не случайно в тексте он нежно и с любовью говорит: «Геранька». « Не стоит жить, чтобы только питаться», писал Ф.М.Достоевский.

        Итак, знакомясь с данным текстом, учащимся важно внушить: жизнь прекрасна, трудности есть и будут, но человек должен их преодолевать. Быть сильным. Не падать духом.

«Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру», - писал Л.Толстой.

 

 

Категория: Публикации | Добавил: tatyanacheboksary (21.03.2014)
Просмотров: 477 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025
    Сделать бесплатный сайт с uCoz