Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 18.06.2025, 11:50

Сайт учителя русского языка и литературы Михайловой Т.И.

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [2]
Готовимся к ЕГЭ [6]
Материал для подготовки к ЕГЭ
Планы уроков [11]
Планы уроков
Публикации [4]
Публикации
Исследовательские работы [3]
Исследовательские работы
Презентации к урокам литературы [0]
Презентации к урокам литературы
Подготовка к школьным олимпиадам [2]
Подготовка к школьным олимпиадам
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Публикации

Развитие творческого мышления школьников

Формирование творчески активной личности

младшего школьника

Сборник научно-методических статей

(статья на стр 144)

Развитие творческого мышления школьников

при анализе художественного произведения.

 

    Чтение – один из важнейших видов деятельности на уроках в начальном звене. Очень важно научить детей читать – выразительно, быстро, с пониманием и т.д. И зачастую получается так, что в основном работа с текстом заключается в чтении  и его пересказе. Работа эта у детей идет довольно легко, потому что тексты в основном короткие, прочитываются они  несколько раз на уроке, и некоторые ученики успевают даже выучить текст, изучаемый на уроке.  Конечно,  много в этом положительного, но в старших классах  ученики сталкиваются с рядом трудностей.   Во-первых, тексты уже имеют больший объём, на уроке нет возможности прочитать полностью текст, и учащимся приходится работать самостоятельно. Во-вторых, работая с текстом только на уроке, ученики не развили навыков самостоятельной работы с текстом, и, оставшись один на один с книгой, дети просто не понимают прочитанного. И что происходит? В лучшем случае дети, прикладывая огромные усилия (с помощью учителей, с помощью родителей), преодолевают этот барьер и с удовольствием читают. В худшем – дети перестают читать.

            Мне кажется, уже в младших классах необходимо работать над анализом языка произведения, учить видеть особенности того или иного текста, учить видеть красоту языка, богатство его.  Творческое мышление ученика не может развиваться, если он отвечает только на вопросы, связанные с воспроизведением содержания. А вопросы, ориентированные на воспитание учащихся, (например: -Как поступил Петя, обманувший родителей?   -Плохо.  –А как поступил Вася, сказавший правду?   -Хорошо.) порой и не доходят до сердец наших детей, потому что они уже заранее знают, какой ответ нужен учителю, и отвечают – вопросы-то ничем не отличаются, меняются только имена.

              А если раскрывать идейное содержание произведения на основе языковых особенностей текста, мы будем способствовать становлению вдумчивого читателя, мы будем  развивать творческое мышление у наших учеников. Ведь нет у писателей-классиков одинаковых произведений. Каждое произведение – это особый мир, и наша задача – раскрыть загадку этого прекрасного мира.

    В начальном звене изучается произведение А.П.Чехова «Ванька». Какую работу можно организовать с учащимися, раскрывая идейное содержание данного рассказа?

   Можно попросить учащихся найти слова (прилагательные), которые используются писателем для описания деревни, откуда приехал Ванька. Дети

назовут: великолепная, тих, прозрачен, свеж, посеребренные, весело мигающие звезды, ясный и т.д.  А теперь найдем слова, использованные для описания Москвы. Москва, скажем детям, великий, прекрасный город, а для  его описания  не нашлось у талантливого писателя красивых слов (ученики

назовут только слово «большой»).  Почему? И вот теперь дети начнут думать, они обратятся к тексту, они задумаются над содержанием. У каждого будет свой ответ. Задача учителя – не оттолкнуть ученика, принять все

ответы, в каждом  ответе найти изюминку, согласиться, похвалить. А потом уже прийти к общему выводу: «Красивые слова нашлись для деревни, потому что там Ваньке было хорошо, он там был счастлив. А в Москве мальчику очень плохо, он вечно голоден, здесь его бьют, насмехаются над ним». Далее ученики успешно найдут предложение, которое показывает, как жил Ваня в деревне: «Веселое было время!».  И снова беседа учителя с учениками.

- Какое это предложение?

- Восклицательное.

- А почему автор использует такое предложение?

- С помощью него передается ощущение радости, счастья. Восклицательные предложения помогают автору передать эмоциональное состояние героев, они делают речь яркой, выразительной.

Работая далее над языком произведения, можно ответить на следующие вопросы:

- В чем особенность речи Ваньки? Какие слова встречаются в его письме? Почему?

- Почему Ванька в своем письме использует уменьшительно-ласкательные суффиксы?

- В чем особенность построения произведения? Почему воспоминания Ваньки и отрывки из его письма чередуются?

Такие вопросы связаны и с содержанием, и с раскрытием идеи произведения, и с работой над языковыми особенностями текста.

       В тексте выделяются языковые средства выразительности, но термины не используются. В этом, мне кажется, и нет необходимости, тем более в программу для начальной школы они  не входят.

      Я думаю, анализ особенностей языка всесторонне развивает личность ученика:

- воспитывается внимательный, вдумчивый читатель;

- развивается языковое чутье,  речь ученика;

- ученик приобщается к культуре;

- у ученика развиваются навыки анализа произведения;

- развивается творческое мышление.

 

Категория: Публикации | Добавил: tatyanacheboksary (21.03.2014)
Просмотров: 322 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025
    Сделать бесплатный сайт с uCoz