Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 19.06.2025, 06:06

Сайт учителя русского языка и литературы Михайловой Т.И.

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [2]
Готовимся к ЕГЭ [6]
Материал для подготовки к ЕГЭ
Планы уроков [11]
Планы уроков
Публикации [4]
Публикации
Исследовательские работы [3]
Исследовательские работы
Презентации к урокам литературы [0]
Презентации к урокам литературы
Подготовка к школьным олимпиадам [2]
Подготовка к школьным олимпиадам
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Публикации

Роль уроков русской литературы в нравственном воспитании учащихся

Михайлова Татьяна Ивановна,

учитель высшей категории

МОУ «Большекатрасьская СОШ»

Чебоксарского района

Роль уроков русской литературы в нравственном воспитании учащихся

       «Новая школа» - вот та проблема, которая стала сегодня предметом дискуссий на разных уровнях. Но сколько бы ни говорили об образовании, я думаю, неизменным останется одно: школа должна давать не только знания, она должна воспитывать. Более того, вопрос о нравственном воспитании школьника сегодня выдвигается на одно из главных мест. И именно учитель должен говорить о самом главном: как жить? Чему посвятить себя? Каким быть? 11 лет школа лепит личность. То, что получится, и есть наше будущее общество. Какая миссия возложена на учителя!

       В 2007 и 2008 гг. в послании Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчёркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая  стабильность…  и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров…».   Темой дня для обсуждения в области образования  стала «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».  В ней отмечается, что в современный период, в период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодёжи. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

       Я думаю, благодатный материал для нравственного воспитания наших учащихся в руках у учителя литературы. Ведь не случайно именно литературу называют «учебником жизни». А поэтому неоценима роль уроков русской литературы в духовном развитии детей, в нравственном воспитании.

       Литература, и как искусство, и как школьный предмет, стояла всегда в особом ряду. Она – мерило и учебник для души. Именно учитель литературы в нашей школе  не просто носитель культуры, но и ответственный за помыслы учеников. Обсуждая литературные произведения, ученики делают свой нравственный выбор. Они задумываются над теми вопросами, которых на уровне бытового сознания у человека вообще не возникает. Литература заставляет школьника думать о высоком, ведёт его к вершинам мысли и духа, формирует определённые ценности.

       Конечно, знать литературу – это усвоить все виды знаний, составляющие её. Но литературное, тем более теоретико-литературное знание в чистом виде далеко не всех школьников волнует и увлекает. Нужны увязки этих знаний со всей полнотой и сложностью жизни, то есть урок литературы должен стать человекоформирующим. О чём мы можем говорить на уроках литературы? Обо всём!

      Мы можем говорить о самом простом и понятном – о семье, о родителях, о самых близких людях – и учиться строить отношения в своей будущей семье.

Много писателей обращалось к этой теме. Но очень хочется довести до учащихся толстовский идеал семьи – это семья с её святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать, с взаимоотношением, построенным на «добре и правде». Очень важно, чтобы наши дети услышали великого Толстого: «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям». Л.Н.Толстой – гениальный мыслитель, тонкий психолог, писатель-гуманист - какой житейской мудрости мы можем научиться, читая его творения. Правда и красота для Толстого-философа – синонимы. Правде он учился у народа, у природы.  «Дерево умирает спокойно, честно и красиво. Красиво – потому что не лжёт, не ломается,  не боится, не жалеет».  Будучи сам  в неустанном поиске истины, писатель считал: «Чтобы жить честно, надо путаться, биться, ошибаться, опять начинать и опять бросать… И вечно бороться и мучиться».  Что дурно, что хорошо? Для чего жить и что такое я? На эти вечные вопросы  каждый должен ответить сам, но великий Толстой обязательно поможет. Тонкий исследователь человеческой души, Толстой утверждал, что «люди как реки»: у каждого своё русло, свой исток. Исток этот – родной дом, семья, её  традиции, уклад.

        Одна из затрагивающих тем – это тема матери. Произведений, прославляющих мать, в литературе  много. Короткое и очень простое для понимания произведение – «Сказка о часах» Л.С.Петрушевской.  Как легко дети узнают себя в героине рассказа, ведь они тоже бывают грубыми по отношению к своим мамам, требующими, эгоистичными. Читая, я уверена, наши дети задумываются, размышляют и делают выводы. А помогает учитель – без вдохновенного его слова, красивого чтения, рассуждения не всё прочитанное дойдёт до сердец наших детей.  Слова матери своей дочке в сказке не могут не взволновать учеников: «Лишь бы ты была жива. Я живу только для тебя».   Каждый из них представляет свою маму.  Писателю очень важно заставить детей понять одно: мир наш держится на любви – на любви матери к своим детям и на любви детей к своим матерям. Поэтому в конце произведения облегчённо произносится: «Ну что же, пока что мир остался жив». Жив, потому что жива любовь.

       Тема войны на уроках литературы никогда не потеряет свою значимость. Ведь «если мы войну забудем, вновь придёт она».  Очень важно, чтобы наши дети сохранили благодарность всем павшим, осознали все ужасы войны. Чтение и обсуждение произведений о войне не могут оставить учащихся равнодушными. Мне нравится в своей работе обращаться к небольшим рассказам. Рассказы В.Розова из произведения «Прикосновение к войне» можно на уроке прочитать вместе и обсудить. Выразительное чтение учителя не может позволить произведению бесследно исчезнуть.  Рассказы В.Розова  ещё интересны тем, что всё написанное о войне испытано самим писателем. Война – это смерть, это ужас – вот, что хочет внушить своему читателю В.Розов. Из рассказа Розова: «Для каждого побывавшего на войне его личные бои останутся нерассказанными… Мы, наверно, напоминали каменных истуканов: не шевелились, не говорили и, казалось,  не моргали глазами. Я думал: «Конечно, с этого дня  я никогда не буду улыбаться, чувствовать покой, бегать, резвиться, любить вкусную еду и быть счастливым. Я навеки стал другим. Того – весёлого и шустрого – не будет никогда».  Это о совсем юных мальчишках, своими глазами увидавших войну.  «Потрясение было, может быть, самым сильным, какое я испытал за всю свою жизнь. Как ни стараюсь я сейчас воссоздать его в себе и снова почувствовать пережитое, не могу. Только помню.  Многого бы  я  не узнал без войны. А надо ли знать? Надо, если это было. Без всего этого моя чернильница была бы пуста».

Особо нужно выделить уроки, посвящённые вечным темам: о смысле жизни, любви, о добре и зле, о назначении человека, о милосердии…  Это уроки, на которых  складываются основные принципы жизни, где маленький человек старается найти своё место и решает для себя, каким он будет.

     И снова поможет литература. Рассказ А.П.Чехова «Крыжовник» подскажет, что не любая осуществлённая мечта, достигнутая цель вызывает удовлетворение и восхищение.   «Принято говорить, что человеку нужно только три аршина земли. Но ведь три аршина нужны трупу, а не человеку. Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и  особенности своего свободного духа».

Читая Чехова, ученики и учитель приходят к выводу: человек не должен увязнуть в мелких житейских проблемах, его жизнь не должна протекать только для него самого. «Пока молоды, сильны, добры, не уставайте делать добро!» - призывает А.П.Чехов.

     Сегодняшний мир, окружающий нашего ребёнка, разнообразен: и непонятен, и зол, и жесток. Кто придёт на помощь, как найти силы? И снова учитель может помочь своему воспитаннику.

     Рассказ В.Астафьева «Герань на снегу» можно прочитать и учащимся начальных классов, и старшеклассникам. До боли знакомая и понятная картина в начале рассказа: «В бараке бушевал пьяный мужик…»  Работая с текстом,  учащиеся быстро определяют, что в рассказе два образа: мужик и геранька.  С любовью и нежностью называет автор своего второго героя, потому что именно этим образом помогает своему читателю определить жизненную позицию человека: ты пришёл в этот мир жить, а на жизненном твоём пути не всё будет гладко, но ты не должен падать духом, ты должен бороться и преодолевать все трудности.  Каждый выбирает свой путь (путь цветка или путь пьяного мужика) – всё в твоих руках. 

       Главная черта нашей  литературы  - это её гуманность. Она учит любить, творить добро, прощать и быть милосердным. Именно поэтому уроки литературы должны играть важную роль в духовном развитии наших детей. 

Категория: Публикации | Добавил: tatyanacheboksary (21.03.2014)
Просмотров: 1584 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025
    Сделать бесплатный сайт с uCoz